На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Обучение правам человека / Для учащихся / Уроки толерантности

ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Пояснительная записка

Программа «Уроки толерантности» соответствует утвержденному Министерством образования обязательному минимуму содержания, прописанному в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по образовательной области «Обществознание» для профильного уровня, который предполагает в основной и средней школе изучение значительного блока правовых знаний (в связи с политическими, экономическими, социологическими, этическими, культурологическими знаниями).
«Уроки толерантности» - совершенно особый курс, он существенно отличается от традиционного преподавания в школе. Он основан на концепции личностно-ориентированного обучения, в рамках другой концепции поставленных целей достигнуто не будет. Невозможно научить детей толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научаться выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Уроки этого курса становятся не тем предметом, куда ученики приходят “проходить” материал, а приходят общаться. Главным становится умение встать на противоположную точку зрения. Речь идет не о компромиссах – подлинная толерантность рождается не тогда, когда мы просто показываем равноправность разных логик, а тогда, когда ученик видит дополняющие друг друга точки зрения и осознанно придерживается одной из них или вырабатывает свою. При этом ученик признает право других иметь свой взгляд на любую проблему. Толерантность возникает в одновременном звучании, казалось бы непримиримых, точек зрения.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что программа курса не может быть чем-то однозначно заданным. Она должна изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, его особенностей, начиная от социальных и заканчивая психологическим климатом в коллективе. Учитель при преподавании этого курса вынужден встать на позицию сотрудничества с учениками, поэтому изменения программы курса оказываются в прямой зависимости от самого учителя (его готовности, интересов, задач). Таким образом, программа «Уроки толерантности» есть основа для творческой работы учителя.
Преподавание данного курса требует от учителя существенного изменения педагогического мировоззрения.
Во главу угла ставится индивидуальность, самобытность, неповторимый субъектный (не субъективный), т. е. лично накопленный опыт ученика, через призму которого и воспринимается субъектом все происходящее. Для того чтобы опыт ученика стал помощником педагога, целесообразно обеспечить специальное диалоговое конструирование учебного материала. Эта конструкция должна обеспечивать:
— выявление субъектного опыта ребенка;
— выделение опыта на уровень осознания учителем и самим учащимся;
— выделение знаний, нацеленных на согласование этого опыта с опытом других и научным содержанием;
— активное стимулирование ученика к самооценке, самовыражению, саморазвитию, рефлексии.

Общая задача при этом — не вытеснение опыта учащегося, а его выявление, окультуривание, согласование с иным опытом, что и есть результат обучения в рамках личностно-ориентированного обучения. В определенном смысле преподавание курса «Уроки толерантности» выстроено в русле философии и педагогики, предполагающей стремление педагога к созданию на всех занятиях многокрасочной, полифоничной картины, где слышен голос каждого ученика, каким бы наивным он ни был. Представленная программа рассчитана на 24 часа и состоит из трех проблемных блоков:
1.     понятие толерантности (3 часа);
2.       проявление нетерпимости (9 часов);
3.     Я и толерантность вокруг меня (10 часов);
 Два часа в программе отводятся на вводное и итоговое занятия. Первый блок основной задачей ставит ознакомление с понятием «толерантность», разделить понятия толерантности и терпимости, т.е. его цель - «договориться» об основных понятиях, на которых будет выстраиваться весь курс. Во втором блоке рассматриваются различные ситуации проявления нетерпимости в общественной жизни. Третий блок посвящен рассмотрению проблем противостояния нетерпимости, здесь же большое внимание уделяется развитию способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой. Также в третьем блоке учащиеся делают миниисследования, в которых рассматривают проблемы толерантности в непосредственно окружающем их мире.

ПРОГРАММА

Вводное занятие (1 час)
Понятие толерантности (4 часа)
Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость».
Проявления нетерпимости (8 часов)
Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе. Меньшинства: религиозные, национальные. Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. Возможно ли равенство. Инвалиды и здоровые люди. Кого можно считать инвалидом. Могут ли инвалиды и здоровые люди иметь равные права. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Кто такой инакомыслящий. Свободы мысли, совести религии, слова их границы и значение для создания толерантного общества. Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни. Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации. Отцы и дети. Взрослые и дети, почему они иногда не могут понять друг друга. Социализация личности. Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность. Я и толерантность вокруг меня (10 часов) Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов. «Образ врага» – как один из самых устойчивых стереотипов. Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости. Гражданская активность. Организация гражданской акции.  Общественные организации их роль в жизни общества. Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Черты толерантной личности. Горячие точки планеты. Глобальные проблемы человечества. Пути выхода из международных конфликтов. Проявления нетерпимости и толерантность в России и нашем регионе. Итоговое занятие (1 час)
Примерное тематическое планирование

Темы

часы

ВВЕДЕНИЕ

 

   1. Вводное занятие

1

   2. Чем мы отличаемся друг от друга

2

   3. Что такое толерантность

2

РАЗДЕЛ 1.  Проявления нетерпимости

 

   1. Большинство и меньшинство

1

   2. Богатые и бедные

1

   3. Инвалиды и здоровые люди

1

   4. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим

1

   5. Нетерпимость к асоциальным группам

1

   6. Проблемы межнациональных отношений

1

   7. Отцы и дети

1

   8. Мужчины и женщины

1

РАЗДЕЛ 2.  Я и толерантность вокруг меня

 

   1. Что такое стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь

2

   2. Как противостоять нетерпимости

2

   3. Декларация принципов толерантности

2

   4. Насколько я толерантная личность

2

   5. Толерантность вокруг меня

2

   Подведение итогов

1

ИТОГО:

24часа

 

Обучение правам человека / Для учащихся / Уроки толерантности

На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz