На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области

.......В 2003-2004 и 2004-2005 уч. гг. Центр гражданского образования и прав человека проводил мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области. Правозащитный мониторинг в образовательных учреждениях целого региона в Российской Федерации проводится впервые. Методология мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области базируется на многолетних наработках наших коллег – Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава), обобщенных в книге «Мониторинг прав человека» (Варшава, 2001). Хорошую службу сослужил опыт наших коллег из Севастопольской правозащитной группы, проводивших мониторинг в школах Украины (См.: Права человека в школах Украины: Итоговый отчет о проведении мониторинга. Севастополь, 2001). Корректность социологических исследований была обеспечена участием в проекте Центра социологических исследований Пермского государственного университета. При участии ЦСИ ПГУ был разработан инструментарий социологического исследования и обработаны полученные данные. Финансирование мониторинга в 2003-2004 уч.г. осуществлялось за счет гранта областного Департамента образования, а также за счет средств программы «Дети свободного общества», реализуемого открытым партнерством «Пермская ассамблея». В 2004-2005 уч.г. финансирование осуществлялось за счет гранта, предоставленного Институтом «Открытое общество» (Будапешт).

При проведение мониторинга решались следующие задачи.
- Выявление соответствия нормативно-правовых актов общеобразовательных учреждений и органов управления образованием российскому и международному законодательству в области образования, прав ребёнка, а также реальной практике школьной жизни;
- Выявление уровня знаний прав человека учащимися и учителями;
- Выяснение причин, природы, характера наиболее распространенных случаев нарушений прав человека в школе;
- Определение путей изменения ситуации с обеспечением прав участников образовательного процесса и выработка предложений по улучшению положения;
- Привлечение внимания общественности к проблеме соблюдения прав человека в школе.

Будучи не в состоянии охватить весь комплекс проблем соблюдения прав человека в школе мы сосредоточились на изучении наиболее важных, с позиции нашего концептуального подхода, аспектов проблемы:
- Знание прав человека участниками образовательного процесса;
- Право на образование (некоторые аспекты доступности и качества образования);
- Право учащихся на информацию;
- Право на уважение человеческого достоинства учащихся в школе (включая свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания);
- Свобода выражения учащимися своего мнения;
- Право учащихся на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей, родственных связей между учеником и учителем;
- Право учащихся на неприкосновенность частной и семейной жизни;
- Право на участие учащихся и их родителей в управлении образовательным учреждением;
- Право на справедливое разрешение конфликтов в школе;
- Социально-экономические права педагогических работников (в первую очередь величина и своевременность выплаты заработной платы, интенсивность труда и т.д.).

При исследовании ситуации наибольшее внимание обращалось на соблюдение личных прав учащихся. Однако нам показалось важным затронуть социально-экономические права работников образовательных учреждений, поскольку, по нашему предварительному прогнозу, нарушения социально-экономических прав работников образовательных учреждений, в частности, низкая заработная плата, являются главными причинами оттока из школ квалифицированных учителей, а оставшиеся в школе зачастую не умеют решать педагогические проблемы без нарушения прав учащихся.

В исследовании применялись следующие методы.
- Анализ документов: нормативно-правовые акты (международные акты по правам человека, Конституция РФ, Законы «Об образовании» РФ и Пермской области, приказы и инструкции региональных и муниципальных органов управления образованием, школьная документация: Устав, приказы, инструкции и т.п.); жалобы (общественная приемная Пермского регионального правозащитного центра); материалы СМИ (выборочный анализ прессы, радио- и телепередач, касающихся проблемы).
- Формализованное наблюдение (с заполнением наблюдательного листа, отражающего определенные аспекты технического состояния здания и помещений, качество оборудования и оформления, санитарно-гигиенические условия в классах, коридоре, туалете; взаимоотношения между учащимися, между учащимися и педагогами и т.п.).
- Анкетирование (учащиеся и учителя);
- Интервьюирование (углубленные интервью с директорами школ; работниками органов управления образованием);
- Фокус-группы (учащиеся, учителя, родители).

В качестве объекта исследования были отобраны школы, отражающие типичные признаки образовательных учреждений г. Перми, городов и районов области. Объектом анализа стали школьники и учителя образовательных учреждений. Заметим, что опросы 2003-2004 и 2004-2005 гг. проводились в разных школах. Однако полученные результаты оказались идентичными (расхождения минимальны – в рамках статистической погрешности), что говорит о корректном составлении выборки. 
Отчеты опубликованы тиражом более 1000 экз. и направлены руководителям федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием, директорам образовательных учреждений, заместителю губернатора, курирующему сферу образования, депутатам Законодательного собрания Пермской области, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и в Пермской области, средствам массовой информации, российским и международным правозащитным организациям.
Можно сказать, что уже сам факт проведения мониторинга в образовательных учреждениях способствовал усилению внимания к соблюдению прав участников образовательного процесса, изменению отношения к имеющимся проблемам. Исследование позволяет лучше представить ситуацию с соблюдением прав участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Пермской области, выявить основные проблемы, что в свою очередь дает возможность определения направлений, путей, механизмов для улучшения ситуации в данной сфере.

Права человека в школах Пермской области: Итоговый отчет о проведении мониторинга. Пермь, 2004. (Скачать ZIP, 4,41МБ)

Права человека в школах Пермской области: Итоговый отчет о проведении мониторинга. Пермь, 2005. (Скачать ZIP, 14,1МБ)

Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области
На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz