.......В
2003-2004 и 2004-2005 уч. гг. Центр гражданского
образования и прав человека проводил мониторинг соблюдения прав человека
в школах Пермской области. Правозащитный мониторинг в образовательных
учреждениях целого региона в Российской Федерации проводится впервые.
Методология мониторинга соблюдения прав
человека в школах Пермской области базируется на многолетних наработках
наших коллег – Хельсинкского
фонда по правам человека (Варшава), обобщенных
в книге «Мониторинг прав человека» (Варшава, 2001).
Хорошую службу сослужил опыт наших коллег
из Севастопольской правозащитной группы, проводивших мониторинг в школах
Украины (См.: Права человека в школах Украины:
Итоговый отчет о проведении мониторинга. Севастополь,
2001). Корректность социологических исследований была обеспечена
участием в проекте Центра социологических исследований Пермского государственного
университета. При участии ЦСИ ПГУ был разработан инструментарий социологического
исследования и обработаны полученные
данные. Финансирование мониторинга в 2003-2004 уч.г.
осуществлялось за счет гранта областного
Департамента образования, а также за счет средств
программы «Дети
свободного общества», реализуемого открытым партнерством «Пермская
ассамблея». В 2004-2005 уч.г. финансирование
осуществлялось за счет гранта, предоставленного Институтом
«Открытое общество» (Будапешт).
При
проведение мониторинга решались следующие задачи.
- Выявление соответствия нормативно-правовых актов общеобразовательных
учреждений и органов управления образованием российскому и международному
законодательству в области образования, прав ребёнка, а также реальной
практике школьной жизни;
- Выявление уровня знаний прав человека учащимися и учителями;
- Выяснение причин, природы, характера наиболее распространенных
случаев нарушений прав человека в школе;
- Определение путей изменения ситуации с обеспечением прав
участников образовательного процесса и выработка предложений по улучшению
положения;
- Привлечение внимания общественности к проблеме соблюдения
прав человека в школе.
Будучи не в состоянии охватить весь комплекс проблем соблюдения
прав человека в школе мы сосредоточились на изучении наиболее важных,
с позиции нашего концептуального подхода, аспектов проблемы:
- Знание прав человека участниками образовательного
процесса;
- Право на образование (некоторые аспекты доступности и
качества образования);
- Право учащихся на информацию;
- Право на уважение человеческого достоинства учащихся
в школе (включая свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое
достоинство обращения и наказания);
- Свобода выражения учащимися своего мнения;
- Право учащихся на равенство независимо от успеваемости,
внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального
положения родителей, родственных связей между учеником и учителем;
- Право учащихся на неприкосновенность частной и семейной
жизни;
- Право на участие учащихся и их родителей в управлении
образовательным учреждением;
- Право на справедливое разрешение конфликтов в школе;
- Социально-экономические права педагогических работников
(в первую очередь величина и своевременность выплаты заработной платы,
интенсивность труда и т.д.).
При исследовании ситуации наибольшее внимание обращалось
на соблюдение личных прав учащихся. Однако нам показалось важным затронуть
социально-экономические права работников образовательных учреждений, поскольку,
по нашему предварительному прогнозу, нарушения социально-экономических
прав работников образовательных учреждений, в частности, низкая заработная
плата, являются главными причинами оттока из школ квалифицированных учителей,
а оставшиеся в школе зачастую не умеют решать педагогические проблемы
без нарушения прав учащихся.
В исследовании применялись следующие методы.
- Анализ документов:
нормативно-правовые акты (международные акты по правам человека, Конституция
РФ, Законы «Об образовании» РФ и Пермской области, приказы и инструкции
региональных и муниципальных органов управления образованием, школьная
документация: Устав, приказы, инструкции
и т.п.); жалобы (общественная приемная Пермского регионального правозащитного
центра); материалы СМИ (выборочный анализ прессы, радио- и телепередач,
касающихся проблемы).
- Формализованное наблюдение (с заполнением наблюдательного
листа, отражающего определенные аспекты технического состояния здания
и помещений, качество оборудования и оформления, санитарно-гигиенические
условия в классах, коридоре, туалете; взаимоотношения между учащимися,
между учащимися и педагогами и т.п.).
- Анкетирование (учащиеся
и учителя);
- Интервьюирование (углубленные интервью с директорами
школ; работниками органов управления образованием);
- Фокус-группы (учащиеся, учителя,
родители).
В качестве объекта исследования были отобраны
школы, отражающие типичные признаки образовательных учреждений г. Перми,
городов и районов области. Объектом анализа стали школьники и учителя
образовательных учреждений. Заметим, что опросы 2003-2004 и 2004-2005
гг. проводились в разных школах. Однако полученные результаты оказались
идентичными (расхождения минимальны – в рамках статистической погрешности),
что говорит о корректном составлении выборки.
Отчеты опубликованы тиражом более 1000 экз. и направлены руководителям
федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием,
директорам образовательных учреждений, заместителю губернатора, курирующему
сферу образования, депутатам Законодательного собрания Пермской области,
уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и в Пермской
области, средствам массовой информации, российским и международным правозащитным
организациям.
Можно сказать, что уже сам факт проведения мониторинга в образовательных
учреждениях способствовал усилению внимания к соблюдению прав участников
образовательного процесса, изменению отношения к имеющимся проблемам.
Исследование позволяет лучше представить ситуацию с соблюдением прав участников
образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Пермской области,
выявить основные проблемы, что в свою очередь дает возможность определения
направлений, путей, механизмов для улучшения ситуации в данной сфере.
Права
человека в школах Пермской области: Итоговый отчет о проведении мониторинга.
Пермь, 2004. (Скачать ZIP, 4,41МБ)
|