На главную

Страница Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Отчет за 2003 – 2004 гг. / Отчет за 2005 г.

Пермская городская общественная организация
Центр гражданского образования и прав человека

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо введения
История организации
Развитие системы обучения правам человека в школах Пермской области
Внешкольное просвещение в сфере прав человека
Пилотный курс по обучению основам толерантного поведения
Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области
Общественный совет по гражданскому образованию
Издания, подготовленные сотрудниками Центра гражданского образования и прав человека
Источники финансирования

 Вместо введения (В начало)

 Мы представляем первый периодический отчет Центра гражданского образования и прав человека. В нем идет речь о нашей деятельности с момента организации Центра в феврале 2003 г. до конца 2004 г. Однако, учитывая, что наш восьмилетний опыт просветительской работы, иногда будут встречаться отсылки к более раннему времени. В ином случае может возникнуть недоумение, каким образом за два года только встающей на ноги организации удалось достичь сегодняшнего уровня развития.

 Восемь лет назад, делая первые шаги в обучении правам человека, мы ставили перед собой весьма скромные задачи. Сегодня мы стремимся выстроить системный подход к решению задач просвещения в сфере прав человека в регионе. За эти годы пришлось преодолеть немало трудностей: в подборе кадров, в выстраивании отношений с властью, в поиске средств и т.д.

Однако трудности организационные ничто, по сравнению с теми проблемами, которые порождает косность общественного сознания. Учителя - часть нашего общества, их сознание также, если не больше, деформировано 70-летней тоталитарной традицией. В работе с ними часто приходится начинать почти с нуля: воспитывать толерантность, прививать ценности прав человека, обучать принципам «педагогики сотрудничества» и методикам активного обучения. Т.е. всему тому, без чего преподавание прав человека превратилось бы в формальную процедуру, в антипедагогику.

Тем не менее, надо отдать должное провинциальным учителям. Несмотря на пробелы в образовании и деформации ментальности, большая часть из них оказалась чуткой и отзывчивой в восприятии того нового и живого, что несет курс «Права человека». Большая часть из них с жаждой впитывала теоретические знания, примеряла на себя предлагаемые методические приемы. Как лучшую оценку нашей деятельности мы воспринимаем то, что многие из них без всяких указаний начальства применяют на практике полученные знания и навыки, используют подготовленные нами методические пособия, проводя занятия по правам человека в своих школах.

Наши усилия, в конечном счете, находят выражение в деятельности наших выпускников. В прошлом году появилась идея консолидации выпускников наших образовательных программ в товарищество. Эта идея постепенно приобретает черты планомерной работы. Планируется организовать деятельность Товарищества выпускников образовательных программ Центра гражданского образования, организации некоммерческой без образования юридического лица. Создание и деятельность Товарищества способствует консолидации педагогов, ведущих обучение правам человека, вокруг Центра гражданского образования. Это позволяет организовать обмен мнениями единомышленниками, улучшить информирование выпускников о программах Центра, улучшить снабжение их методической и справочной литературой, обеспечит обратную связь. Кроме того, наличие Товарищества дает возможность активнее и целенаправленнее продвигать гражданское образование в школы области, придает авторитет каждому из выпускников и Центру в выстраивании отношений с администрациями школ и органами управления образованием.

Мы надеемся, что развитие гражданского образования и просвещения в сфере прав человека станет опорой для преодоления усиливающихся сегодня авторитарных тенденций во всех сферах общественной жизни. От нашей совместной деятельности зависит будущее нашей страны. 

История организации (В начало)

Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» учреждена 3 февраля 2003 г., зарегистрирована 7 апреля 2003 г. Миссия Центра – просвещение и воспитание населения, прежде всего, молодежи в духе идей толерантности, ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма.

Центр создан на базе программы «Школа прав человека» пермского Центра поддержки демократических молодежных инициатив. Все сотрудники Центра гражданского образования и прав человека (далее – ЦГО) в течение нескольких лет работали тренерами и методистами Школы прав человека. Поэтому не будет преувеличением говорить не о двухлетнем, а о восьмилетнем опыте просветительской работы в сфере прав человека.

Школа прав человека действовала около пяти. За это время создан учебно-методический комплекс по преподаванию прав человека (методическое пособие для учителя, книга для чтения и дидактические материалы для учащихся 9-11 классов), комплект брошюр по правам ребенка (для подростков, для родителей, для социальных педагогов) и другие издания, организовано несколько десятков обучающих семинаров по преподаванию прав человека.

Программа «Школа прав человека» к началу 2003 г. достигла такого уровня своего развития, который потребовал конституирования в качестве самостоятельной организации для достижения большей эффективности работы. Кроме того, назрела необходимость расширить сферу деятельности, включиться в решение проблем развития гражданского образования. Именно поэтому был учрежден Центр гражданского образования и прав человека.

«Школа прав человека» начиналась с преподавания курса «Права человека» в трех пермских школах. Тогда, в 1997 году, мы вряд ли могли представить во что выльется это начинание. На сегодняшний день через наши семинары и курсы по преподаванию прав человека, организованные совместно с областным институтом повышения квалификации работников образования и институтом непрерывного образования Пермского государственного педагогического университета, прошло более 700 педагогов. В настоящее время, по нашим оценкам, занятия по правам человека (в разной форме) ведутся не менее чем в 70 учебных заведениях области. В герми ежегодно организуются олимпиады по правам человека для школьников. В Перми и в некоторых районах Пермской области действуют педагогические мастерские по правам человека для учителей и для социальных педагогов.

За время, прошедшее после учреждения Центра, программа «Школа прав человека» получила новый импульс развития. Наряду с ней реализуются и другие программы (Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области, формирование основ толерантного поведения и другие).

Продвижению идей и ценностей гражданского образования способствует деятельность Товарищества выпускников Центра гражданского образования и прав человека, созданного в 2004 году.

В итоге за два года развития Центр гражданского образования и прав человека приобрел организационную устойчивость и общественное признание.

Развитие системы обучения правам человека в школах Пермской области (В начало)

Задумавшись над тем, что может дать наибольший эффект в освоении молодежью ценностей прав человека, мы пришли к выводу, ключевая роль в этом принадлежит учителю и школе. Поэтому главными нашими задачами стали подготовка учителей, которые могли бы обучать правам человека в школах, и создание возможностей для этого.

Видение обучения правам человека в школе как системы пришло не сразу и, возможно, что-то мы и сейчас не учитываем. Каковы основные составляющие этой системы? Что удалось сделать?

1. В школах области ведется обучение правам человека. Можно сказать, что это мы уже имеем: есть возможность преподавать права человека в любой школе области и есть учителя, по своей инициативе ведущие занятия по правам человека в школах. Разработаны образовательные программы курса «Права человека» для средней школы. Апробированы методы преподавания прав человека в начальных, средних и старших классах средней школы и в вузе на основе принципов активного обучения. Более 80 учителей ведут занятия по правам человека.

2. Ведется подготовка кадров для преподавания прав человека в школах. Это главный, «несущий» элемент системы. Без учителей, желающих преподавать права человека и умеющих это делать, все прекрасные слова о важности формирования ценностей прав человека в сознании молодежи останутся словами.

Система подготовки кадров сейчас, в основном, отработана:  студенты педагогического вуза получают подготовку в рамках специального курса; учителя могут получить подготовку по теории и методике преподавания прав человека на специальных семинарах и участвуя в работе педагогических объединений по правам человека. Более 400 учителей области побывали на наших презентационных семинарах, более 400 преподавателей Пермского, Кировского, Екатеринбургского и Коми-Пермяцкого регионов прошли через краткосрочные курсы по преподаванию прав человека (12-36 часов), 80 пермских учителей прошли базовый курс «Права человека: теория и методика преподавания» (36 часов); кроме того, базовый курс прослушало около 300 студентов исторического факультета ПГПУ. Большая часть учителей, прошедших обучение, проводит занятия по правам человека в своих школах.

В течение учебного года проводится один обучающий 36-часовой семинар базового уровня «Права человека: теория и методика преподавания» для пермских учителей, пять 24-часовых семинаров базового уровня в районах области, по одному 36-часовому семинару продвинутого уровня для пермских учителей и для учителей Пермской области, а также 2-3 однодневных семинара для руководителей методических объединений.

В частности, в 2003-2004 гг., проведены 24-часовые семинары «Права человека: теория и методика преподавания» базового уровня для учителей Березников, Добрянки, Кунгура, Лысьвы, Нытвы, Суксунского, Октябрьского, Кишертского и Пермского районов и два 36-часовых семинара для пермских учителей, а также по два 36-часовых семинара продвинутого уровня для пермских учителей и для учителей Пермской области. В результате подготовку базового уровня получили около 180 учителей, 80 из них повысили свою квалификацию на семинарах продвинутого уровня. Кроме того, около 100 студентов-историков (IV курс) Пермского государственного педагогического университета прослушали 24-часовой спецкурс «Права человека: теория и методика преподавания».

С 2002 года началась работа по организации объединений педагогов по правам человека. Формы объединений разные: педагогические мастерские, творческие группы и т.д. В этих объединениях работают как учителя-обществоведы, так и социальные педагоги. Деятельность педагогических объединений позволяет нам через их руководителей поддерживать связь с преподавателями прав человека, транслировать наш опыт, организовывать обмен и обобщение опыта учителей. За 2003-2004 гг. были сформированы объединения педагогов в трех районах герми и трех районах области. При достаточно энергичной работе руководителей, объединения педагогов могут стать важным звеном передачи опыта преподавания прав человека, опорными пунктами гражданского образования.

3. Интеграционный подход к преподаванию прав человека. То есть, преподавание дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного цикла, включает в себя, как содержательный компонент, постановку проблем, связанных с правами человека, что позволяет подойти к обучению правам человека комплексно.

В 2003-2004 гг. мы предприняли первые практические шаги по интеграции проблематики прав человека в необществоведческие дисциплины. Подготовлены методические разработки занятий и изданы методические пособия по гражданскому образованию и обучению правам человека на уроках английского языка, географии, информатики и литературы. В этой работе нам помогали учителя-предметники пермских школ.

4. Наличие учебных и методических пособий по правам человека.

В 2003-2004 гг. изданы следующие методические и справочные издания: «Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы)» (изд.-е 3-е. Пермь, 2004); «Права человека на уроках информатики» (Пермь, 2004); «Права человека на уроках географии» (Пермь, 2004); Русакова Н.А. «Социальный педагог и права ребенка» (Пермь, 2003); «Права Вашего ребенка» (Пермь, 2004); «Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам)» (Пермь, 2004»; Камакаева Л.И. «Теория и методика преподавания прав человека в деятельности объединения педагогов» (Пермь, 2004) и другие.

Всего нами издано более двух десятков методических и справочных изданий по правам человека и гражданскому образованию. Важнейшим из них является методический комплект «Права человека» для работы в 9-11 классах, включающий методическое пособие для учителя, книга для чтения для учащихся, раздаточный дидактический материал. Комплект имеет гриф Департамента образования Пермской области. Методическое пособие для учителя и дидактический материал имели и имеют возможность бесплатно получить все, кто проявлял желание преподавать права человека.

5. Формирование комплексных систем гражданского образования и воспитания в школах. Это направление включает в себя отработку с органами управления образованием механизмов распространения опыта работы комплексных систем гражданского образования, работу с администрациями школ, обучение школьных менеджеров и социальных педагогов, проведение проблемно-целевых семинаров с школьными педагогическими коллективами. 

Обучение правам человека социальных педагогов и проведение школьных проблемно-целевых семинаров мы начали еще в 2000-2001 гг.

В 2003-2004 гг. продолжалась активная работа с социальными педагогами школ. Две группы социальных педагогов г. Перми (более 50 чел.) прошли обучение на 72-часовых семинарах «Права человека для социальных педагогов». Еще две группы социальных педагогов из Березников и Чайковского прошли обучение на выездных 30-часовых семинарах. Кроме того, для студентов отделения «социальная педагогика» Пермского государственного педагогического университета читается спецкурс «Изучение прав человека в деятельности социального педагога», который прослушало около 50 человек. В Перми под руководством ведущего методиста Центра Натальи Русаковой работает методическое объединение социальных педагогов.

В 2003-2004 гг. мы весьма успешно использовали найденную ранее форму обучения комплексным подходам к организации гражданского образования в школе – проблемно-целевые семинары «Обеспечение прав человека, прав ребенка в деятельности образовательного учреждения» для педагогических коллективов пермских школ. Цель семинаров – определение педагогическим коллективом школы возможностей улучшения ситуации с правами человека в конкретной школе. За два отчетных года проведено более 10 таких семинаров в герми и городах Пермской области.

Кроме того, в 2003-2004 гг. организовано пять семинаров по формированию системы гражданского образования и воспитания в школе для директоров и завучей по воспитательной работе школ области.

В 2003-2004 гг. Центр гражданского образования принял участие в эксперименте по созданию института уполномоченных по правам человека в школе. Инициатива принадлежала уполномоченному по правам человека в Пермской области (ombudsman) С.Н. Матвееву. В соответствии с его договоренностями с органами управления образованием в 2003/2004 учебном году в школах герми и г.Нытва начали работать по 10-12 школьных омбудсманов. Центр принял решение дать им знания по теории и практике защиты прав человека в ходе 72-часового курса. Принимая это решение мы исходили из того, что в условиях начавшегося эксперимента следует максимально подробно разъяснить школьным омбудсманам либеральные представления о правах человека, о нормативной базе деятельности уполномоченного в образовательном учреждении, о возможностях и способах практической защиты прав участников образовательного процесса и о перспективах развития института школьного омбудсмана. В результате были проведены две сессии семинара «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса» и круглый стол «Уполномоченные по правам участников образовательного процесса: проблемы и перспективы». Однако наши наблюдения за работой школьных омбудсманов свидетельствуют о том, что эффект от введения этой должности достигается там, где сформировано школьное правовое пространство. Там, где институт школьного омбудсмана не является частью некого справедливого уклада школьной жизни, он оказывается мало востребованным.

6. Организация олимпиад и конкурсов по правам человека для школьников. Проведение олимпиад и конкурсов по правам человека в Перми и Пермской области становится традицией. На наш взгляд это важная форма вовлечения молодежи в проблематику прав человека.

В 2003-2004 гг. состоялись III и IV олимпиады по правам человека для пермских школьников, организованные нами при участии Пермского филиала С.-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Как в 2003, так и в 2004 г. в олимпиадах принимало участие более сотни школьников. IV олимпиада была открытой для команд из школ области; в ней приняли участие ребята из Нытвы и Кунгура.

В 2003 г. Центр гражданского образования и прав человека в рамках «Детского проекта» Пермской ассамблеи впервые провел конкурс школьных сочинений «У меня есть права» по проблематике прав человека в школе. После распространения информационных материалов было получено более 300 сочинений; авторы 40 работ, признанных лучшими, награждены призами во время специальной церемонии, приуроченной к Дню прав человека (10 декабря).

Мы поняли, что такого рода действия чрезвычайно результативны для продвижения ценностей прав человека в общественное сознание. Поэтому мы собираемся сделать ежегодное проведение подобных акций традиционным. В 2004 г. конкурс был проведен в очередной раз.

Кроме того, Центр поддерживает конкурсы по проблематике прав человека, проводимые другими государственными и общественными организациями («Права ребенка в новом веке» и т.п.). Наши сотрудники участвуют в них в качестве экспертов, членов жюри и т.д.

Внешкольное просвещение в сфере прав человека (В начало)

 Школе, на наш взгляд, принадлежит ключевая роль в гражданском образовании. Но это не означает, что в иных сферах гражданское образование и образование в сфере прав человека не следует организовывать. Напротив, делать это необходимо, в первую очередь, имея в виду потенциальных нарушителей прав человека. Кроме того, нам казалось, что знания по правам человека должны быть доступны всем желающим. Исходя из этих соображений мы развернули несколько обучающих программ разной степени сложности. 

Права человека для воспитателей детских домов

В 2003-2004 гг. для воспитателей детских домов Перми, Верещагино, Лысьвы, Суксуна и Кунгура организовано 7 семинаров по темам «Правовая социализация в условиях воспитания в интернатном учреждении» и «Правовое пространство детского дома и соблюдение прав ребенка».  

Права человека для сотрудников милиции

В апреле 2004 г. несколько сотрудников Центра гражданского образования и прав человека включились в проект Центра поддержки демократических инициатив «Права человека в деятельности сотрудников милиции», поддержанный Европейской инициативой в области демократии и прав человека.

Проект, рассчитанный на год, нацелен на создание основ системы обучения правам человека в Пермском и Березниковском учебных центрах областного УВД. Руководит проектом директор ЦГО и зам. директора ЦПДМИ Андрей Суслов.

В 2004 г. были разработаны и проведены две сессии (из трех) семинаров по правам человека для преподавателей учебных центров; организованы однодневные стажировки преподавателей пермского и березниковского учебных центров, проведен пилотный курса «Обеспечение прав человека в деятельности сотрудников милиции» для взвода курсантов Пермского учебного центра ГУВД, началась подготовка к публикации справочной и методической литературы по проблеме «Права человека в деятельности сотрудников милиции», распространялась информации по теме «права человека и милиция» среди широких слоев населения.

В качестве перспективного результата можно рассчитывать на уменьшение нарушений прав человека сотрудниками милиции, лучшее понимание жителями области правовых возможностей эффективного отстаивания своих прав при взаимодействии с сотрудниками милиции, укрепление доверия между милицией и населением. 

Воскресная школа прав человека для взрослых 

Весной 2004 г. мы провели эксперимент: объявили о свободном наборе в воскресную школу прав человека, бесплатную для слушателей, (общий объем курса – 20 часов). В марте 2004 г. в пермских СМИ были размещены многочисленные объявления о наборе. Однако на курс записалось только 12 человек. В течение 5 недель марта-апреля 2004 г. проведен цикл занятий.

Эксперимент показал, что возможность набора слушателей на основе размещенных объявлений минимальна, от нее следует отказаться в будущем. Необходима более активная тактика привлечения слушателей с четким подразделением их на целевые группы. Обычно мы так и делали. Так будем строить свою работу и в будущем.   

Пилотный курс по обучению основам толерантного поведения (В начало)

По нашему глубокому убеждению, формирование основ толерантного поведения является базой для обучения правам человека. Именно это нас подтолкнуло к разработке цикла занятий по обучению основам толерантного поведения. Мы исходили из того, что в воспитании толерантности акцент следует сделать на работу молодежью, которая еще не имеет четких устоявшихся ценностных установок. Однако небольшой группе даже очень квалифицированных специалистов не под силу обучить большое количество молодых людей. Наиболее рациональным подходом к выстраиванию такой работы мы сочли обучение учителей тому, как создавать условия для формирования ценностей толерантности и прав человека, как научить детей противостоять нетерпимости. Разумеется, мы далеки от того, чтобы рассматривать «толерантность» как учебную дисциплину, подобно математике или обществознанию. Однако мы уверены, что можно проводить специальные занятия (как урочные, так и внеурочные; последние – предпочтительнее), ориентированные на формирование основ толерантного поведения. Именно на это и был нацелен проект «Уроки толерантности», поддержанный Департаментом образования Пермской области.

 В мае-июне 2004 г. были разработаны основные принципы программы, прописана логика и основные темы программы. Затем в районы области через органы управления образованием были высланы информационные письма об организации бесплатных курсов по этой программе для учителей-обществоведов. Методистам территорий предлагалось объяснить, почему общественность именно их территории нуждается в проведении обучающего семинара для учителей «методика преподавания курса «Уроки толерантности».

 В октябре-ноябре в Кудымкаре, Губахе и Кунгурском районе состоялись обучающие семинары «Методика преподавания курса «Уроки толерантности» (24 часа), в которых приняло участие 63 педагога, интересующихся проблемами воспитания ценностей толерантности. Для участников семинаров было подготовлено методическое пособие «Уроки толерантности», которое содержит методические рекомендации по проведению занятий, разработки цикла занятий, образцы раздаточных материалов, которые можно использовать на уроках.

Участники семинаров выразили готовность апробировать методическое пособие в своей практической деятельности. На конец апреля 2005 г. назначен семинар по результатам его апробации. Итогом станет принятие решения о целесообразности широкого распространение опыта обучения основам толерантного поведения в школах области.

Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области (В начало)

В октябре 2003 – июне 2004 г. Центр гражданского образования и прав человека провел мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области. Правозащитный мониторинг в образовательных учреждениях целого региона в Российской Федерации проводится впервые.

Методология мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области базируется на многолетних наработках наших коллег – Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава). Хорошую службу сослужил опыт наших коллег из Севастопольской правозащитной группы, проводивших мониторинг в школах Украины.

Корректность социологических исследований была обеспечена участием в проекте Центра социологических исследований Пермского государственного университета.

Финансирование проекта осуществлялось за счет гранта областного Департамента образования, а также за счет средств программы «Дети свободного общества», реализованной открытым партнерством «Пермская ассамблея».

При проведение мониторинга решались следующие задачи.

- Выявление соответствия нормативно-правовых актов общеобразовательных учреждений и органов управления образованием российскому и международному законодательству в области образования, прав ребёнка, а также реальной практике школьной жизни;

- Выявление уровня знаний прав человека учащимися и учителями;

- Выяснение причин, природы, характера наиболее распространенных случаев нарушений прав человека в школе;

- Определение путей изменения ситуации с обеспечением прав участников образовательного процесса и выработка предложений по улучшению положения;

- Привлечение внимания общественности к проблеме соблюдения прав человека в школе.

Будучи не в состоянии охватить весь комплекс проблем соблюдения прав человека в школе мы сосредоточились на изучении наиболее важных, с позиции нашего концептуального подхода, аспектов проблемы:

- Знание прав человека участниками образовательного процесса;

- Право на образование (некоторые аспекты доступности и качества образования);

- Право учащихся на информацию;

- Право на уважение человеческого достоинства учащихся в школе (включая свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания);

- Свобода выражения учащимися своего мнения;

- Право учащихся на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей, родственных связей между учеником и учителем;

- Право учащихся на неприкосновенность частной и семейной жизни;

- Право на участие учащихся и их родителей в управлении образовательным учреждением;

- Право на справедливое разрешение конфликтов в школе;

- Социально-экономические права педагогических работников (в первую очередь величина и своевременность выплаты заработной платы, интенсивность труда и т.д.).

При исследовании ситуации наибольшее внимание обращалось на соблюдение личных прав учащихся. Однако нам показалось важным затронуть социально-экономические права работников образовательных учреждений, поскольку, по нашему предварительному прогнозу, нарушения социально-экономических прав работников образовательных учреждений, в частности, низкая заработная плата, являются главными причинами оттока из школ квалифицированных учителей, а оставшиеся в школе зачастую не умеют решать педагогические проблемы без нарушения прав учащихся.

В исследовании применялись следующие методы.

- Анализ документов: нормативно-правовые акты (международные акты по правам человека, Конституция РФ, Законы «Об образовании» РФ и Пермской области, приказы и инструкции региональных и муниципальных органов управления образованием, школьная документация: Устав, приказы, инструкции и т.п.); жалобы (общественная приемная Пермского регионального правозащитного центра); материалы СМИ (выборочный анализ прессы, радио- и телепередач, касающихся проблемы).

- Формализованное наблюдение (с заполнением наблюдательного листа, отражающего определенные аспекты технического состояния здания и помещений, качество оборудования и оформления, санитарно-гигиенические условия в классах, коридоре, туалете; взаимоотношения между учащимися, между учащимися и педагогами и т.п.).

- Анкетирование (учащиеся и учителя);

- Интервьюирование (углубленные интервью с директорами школ; работниками органов управления образованием);

- Фокус-группы (учащиеся, учителя, родители).

В качестве объекта исследования были отобраны школы, отражающие типичные признаки образовательных учреждений г. Перми, городов и районов области. Объектом анализа стали школьники и учителя образовательных учреждений.

Мониторинг охватывал территорию Пермской области и проводился в средних (полных) общеобразовательных учреждениях, т.е. в школах, гимназиях и лицеях (для краткости далее будем писать – в школах). В основных (неполных) образовательных учреждениях, а также в профессиональных и специальных учебных заведениях мониторинг не проводился (отражение их специфики привело бы к значительному удорожанию проекта).

Опрос учащихся и учителей был проведен в 14 образовательных учреждениях (четыре школы г. Перми, шесть школ трех городов области (по две школы на город) и четыре сельских школы). Выбор учебных заведений был произведен таким образом, чтобы максимально отразить представительство разных школ. В каждой из них проведены анкетирование учащихся и учителей, наблюдение, углубленное интервью с директором. Для анкетирования учащихся отбирались по одному старшему классу (9-11 класс) в каждой параллели. Всего было опрошено 640 учащихся и 217 учителей.

Обработанные результаты исследования легли в основу итогового отчета, который был опубликован тиражом 1500 экз. и направлен руководителям федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием, директорам образовательных учреждений, заместителю губернатора, курирующему сферу образования, депутатам Законодательного собрания Пермской области, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и в Пермской области, средствам массовой информации, российским и международным правозащитным организациям.

В сентябре 2004 в г. Перми проведена презентация итогового отчета о проведенном мониторинге для руководителей районных управлений образованием. Кроме того, была проведена пресс-конференция для СМИ, репортажи о которой появились в сюжетах пермских телеканалов и радиостанций, а также на страницах газет.

Можно сказать, что уже сам факт проведения мониторинга в образовательных учреждениях способствовал усилению внимания к соблюдению прав участников образовательного процесса, изменению отношения к имеющимся проблемам. Исследование позволяет лучше представить ситуацию с соблюдением прав участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Пермской области, выявить основные проблемы, что в свою очередь дает возможность определения направлений, путей, механизмов для улучшения ситуации в данной сфере. Проведение мониторинга позволило поставить перед органами управления образованием серьезные вопросы по улучшению ситуации с правами человека в школе.

Удачное проведение мониторинга подтолкнуло нас к проведению нового исследования проблем обеспечения прав человека в школах области. В августе 2004 – июне 2005 г. мониторинг проводится вновь по аналогичной, хотя и слегка скорректированной модели. Финансируется новый проект Институтом «Открытое общество» (Будапешт). Издание итогового отчета запланировано на май-июнь 2005 г.

Общественный совет по гражданскому образованию (В начало)

Общественный совет по гражданскому образованию создан при департаменте образования Пермской области 25 ноября 2003 г. по инициативе Центра гражданского образования и прав человека и Центра гражданского образования ПГУ. Основной целью его деятельности является содействие развитию гражданского образования в Пермской области.

В Совет входят представители Центра гражданского образования и прав человека, Центра гражданского образования ПГУ, Кафедры политических наук ПГУ, Музея «Пермь-36», Пермского регионального правозащитного центра, некоммерческой организации «Гражданские ценности в образовании», Центра граждановедческого образования школы № 2, Пермского отделения ассоциации «За гражданское образование», Пермского областного дома развития творчества детей и юношества «Муравейник», Пермского областного научно-методического центра развития политической культуры, ГОУ «Педагогический колледж №1», Пермского областного института повышения квалификации работников образования, Главного управления юстиции по Пермской области, а также департамента образования Пермской области.

Сопредседатели Совета – А.Б.Суслов (Центр гражданского образования и прав человека) и Д.Г.Красильников (Центр гражданского образования ПГУ).

В числе последних инициатив Совета – разработка программы развития гражданского образования в Пермском крае и продвижение объявленного Советом Европы года гражданственности через образование.

Издания, подготовленные сотрудниками Центра гражданского образования и прав человека
(Материал находится на другой странице, открыть её) , (Вернуться в начало)

Источники финансирования
(В начало)

2003 г.
.....

Бюджет Пермской области 80.000 руб.
Государственный департамент США 199.550 руб.
ИТОГО: 279.550 руб.


2004 г.

Бюджет Пермской области 80.000 руб.
Национальный фонд в поддержку демократии (NED) 667.000 руб.
Институт "Открытое общество" (Будапешт) 203.000 руб.
ИТОГО: 950.000 руб.


(Вернуться в начало)

Отчет за 2003 – 2004 гг. / Отчет за 2005 г.
На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz