На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Отчет за 2003 – 2004 гг. / Отчет за 2005 г.

Пермская городская общественная организация
Центр гражданского образования и прав человека

Отчет за 2005 год

СОДЕРЖАНИЕ

С ЧЕМ МЫ НАЧАЛИ 2005 ГОД
Издания, подготовленные сотрудниками Центра гражданского образования и прав человека до 2005 г.
РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧТО НОВОГО?

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Сотрудники Центра гражданского образования и прав человека
НАШИ ПАРТНЕРЫ

Пермь - 2006
С ЧЕМ МЫ НАЧАЛИ 2005 ГОД

Наша история началась не в 2005 году. Для развития нашей деятельности в 2005 году уже был создан достаточно прочный «фундамент». Главная наша опора – это коллектив единомышленников, который складывался, начиная с 1997 г., когда в рамках программы «Школа прав человека» пермского Центра поддержки демократических молодежных инициатив началось обучение правам человека в трех пермских школах. Мы изучали теоретическую и методическую литературу, учились у наших коллег из Молодежного центра прав человека и правовой культуры, Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава) и др., приобретали опыт тренерской, авторской и организаторской работы, опыт взаимодействия с властными структурами, СМИ и т.д. В результате к началу 2005 г. коллектив Центра гражданского образования и прав человека состоял из опытных сотрудников, способных решить все поставленные нами же задачи. В центре работали: директор - А.Б.Суслов; зам. директора - П.В.Миков; ведущие методисты – Н.А.Русакова и Д.П.Поносов; методисты-преподаватели – Л.И.Камакаева, И.М.Сирина и А.Ю.Сухих; бухгалтер – А.М.Ипатова; офис-менеджер – О.В.Шилова.

К 2005 г. мы уже имели двухлетний опыт самостоятельной работы: пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» учреждена 3 февраля 2003 г., зарегистрирована 7 апреля 2003 г. Вся наша деятельность полностью определялась прописанной в Уставе миссией: просвещение и воспитание населения, прежде всего, молодежи в духе идей толерантности, ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма.

Центр уже имел помещение, оборудование и библиотеку. Имелся и собственный опыт управления проектами: «Роль НКО в меняющемся мире ($ 6500, сентябрь-декабрь 2003 г., госдепартамент США), «Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области» (50 000 руб., ноябрь 2003 – июнь 2004 гг., Департамент образования Пермской области), «Уроки толерантности» (30 000 руб., июль – декабрь 2004 г., Департамент образования Пермской области).

К 2005 г. нам удалось заложить основы системы обучения правам человека в школах Пермской области. В качестве основных составляющих этой системы можно выделить следующие.

1. В школах области ведется обучение правам человека. Есть возможность преподавать права человека в любой школе области и есть учителя, по своей инициативе ведущие занятия по правам человека в школах. Разработаны образовательные программы курса «Права человека» для средней школы. Апробированы методы преподавания прав человека в начальных, средних и старших классах средней школы и в вузе на основе принципов активного обучения. Более 80 учителей ведут занятия по правам человека.

2. Ведется подготовка кадров для преподавания прав человека в школах. Это главный, «несущий» элемент системы. Без учителей, желающих преподавать права человека и умеющих это делать, все прекрасные слова о важности формирования ценностей прав человека в сознании молодежи останутся словами.

Система подготовки кадров сейчас, в основном, отработана:  студенты педагогического вуза получают подготовку в рамках специального курса; учителя могут получить подготовку по теории и методике преподавания прав человека на специальных семинарах и участвуя в работе педагогических объединений по правам человека. Более 400 учителей области побывали на наших презентационных семинарах, более 500 преподавателей Пермского, Кировского, Екатеринбургского и Коми-Пермяцкого регионов прошли через краткосрочные курсы по преподаванию прав человека (12-36 часов), 100 пермских учителей прошли базовый курс «Права человека: теория и методика преподавания» (36 часов); кроме того, базовый курс прослушало более 350 студентов исторического факультета ПГПУ. Большая часть учителей, прошедших обучение, проводит занятия по правам человека в своих школах.

В течение учебного года проводится один обучающий 36-часовой семинар базового уровня «Права человека: теория и методика преподавания» для пермских учителей, пять 24-часовых семинаров базового уровня в районах области, по одному 36-часовому семинару продвинутого уровня для пермских учителей и для учителей Пермской области.

Кроме того, выпускники наших образовательных программ и другие педагоги могут получить консультации сотрудников центра и воспользоваться нашей библиотекой, насчитывающей более 300 томов по проблематике теории, методики, защиты прав человека и гражданскому образованию. Существенный вклад в продвижении обучения правам человека в школе вносят объединения педагогов, которые помогают организовать обмен опытом преподавания прав человека.

3. Интеграционный подход к преподаванию прав человека. То есть, преподавание дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного цикла, включает в себя, как содержательный компонент, постановку проблем, связанных с правами человека, что позволяет подойти к обучению правам человека комплексно.

Уже в 2003-2004 гг. мы предприняли первые практические шаги по интеграции проблематики прав человека в необществоведческие дисциплины. Подготовлены методические разработки занятий и изданы методические пособия по гражданскому образованию и обучению правам человека на уроках английского языка, географии, информатики и литературы. В этой работе нам помогали учителя-предметники пермских школ.

4. Наличие учебных и методических пособий по правам человека.

К 2005 г. имелись методические и справочные издания, позволяющие организовать обучение правам человека учащихся средних и начальных классах средних образовательных учреждений, студентов вузов, учителей и социальных педагогов,  учителей-предметников (география, информатика, литература, английский язык), методистов объединений педагогов по правам человека и т.д. Всего было издано более двух десятков методических и справочных изданий по правам человека и гражданскому образованию.

5. Формирование комплексных систем гражданского образования и воспитания в школах. Это направление включает в себя отработку с органами управления образованием механизмов распространения опыта работы комплексных систем гражданского образования, работу с администрациями школ, обучение школьных менеджеров и социальных педагогов, проведение проблемно-целевых семинаров с школьными педагогическими коллективами. 

Это направление работы включает в себя обучение правам человека социальных педагогов и проведение проблемно-целевых семинаров для педагогических коллективов образовательных учреждений. Ежегодно 24-часовой курс «Права человека в деятельности социального педагога» проходит как минимум одна группа (20-25 человек) социальных педагогов и группа студентов отделения «социальная педагогика» Пермского государственного педагогического университета. В Перми под руководством ведущего методиста Центра Натальи Русаковой работает методическое объединение социальных педагогов.

Цель проведения проблемно-целевых семинаров «Обеспечение прав человека, прав ребенка в деятельности образовательного учреждения» для педагогических коллективов пермских школ – определение педагогическим коллективом школы возможностей улучшения ситуации с правами человека в конкретной школе. Ежегодно проводится 8-10 таких семинаров в г.Перми и городах Пермской области.

Кроме того, организуются семинары по формированию системы гражданского образования и воспитания в школе для директоров и завучей по воспитательной работе школ области.

6. Организация олимпиад и конкурсов по правам человека для школьников. Проведение олимпиад и конкурсов по правам человека в Перми и Пермской области становится традицией. На наш взгляд это важная форма вовлечения молодежи в проблематику прав человека.

Ежегодно проводятся открытые городские олимпиады по правам человека для учащихся старших классов, которые традиционно организуются при участии Пермского филиала С.-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Каждый год в этих олимпиадах принимает участие более сотни школьников.

С 2003 г. Центр гражданского образования и прав человека ежегодно проводит конкурс школьных сочинений «У меня есть права» по проблематике прав человека в школе. 200-300 школьников ежегодно принимают участие в этих конкурсах. Авторы лучших работ награждаются призами во время специальной церемонии, приуроченной к Дню прав человека (10 декабря).

Кроме того, Центр поддерживает конкурсы по проблематике прав человека, проводимые другими государственными и общественными организациями («Права ребенка в новом веке» и т.п.). Наши сотрудники участвуют в них в качестве экспертов, членов жюри и т.д.

К 2005 г. мы успели накопить опыт обучения основам толерантного поведения: в 2004 г. мы разработали программы курсов для учащихся и для учителей, подготовили методическое пособие, провели пилотную серию обучающих семинаров «Методика преподавания курса «Уроки толерантности» (24 часа), в которых приняло участие 63 педагога, интересующихся проблемами воспитания ценностей толерантности.

К 2005 г. сотрудники Центра накопили опыт обучения правам человека сотрудников милиции, было налажено взаимодействие с Пермским учебным центром ГУВД.

Имелся у нас и опыт проведения правозащитного мониторинга. В октябре 2003 – июне 2004 г. впервые в России Центр гражданского образования и прав человека провел мониторинг соблюдения прав человека в образовательных учреждениях целого региона (Пермской области).

К 2005 г. Центр гражданского образования и прав человека установил прочные связи с родственными организациями. В первую очередь, с партнерами, входящими в Общественный совет по гражданскому образованию при департаменте образования Пермской области, а также, с Пермским региональным правозащитным центром, Пермской гражданской палатой, Пермским «Мемориалом», Центром поддержки молодежных демократических инициатив, Молодежным центром прав человека и правовой культуры (Москва), Хельсинкским фондом по правам человека (Варшава) и другими. Кроме того, были налажены деловые контакты с Уполномоченным по правам человека в Пермской области, с департаментом образования Пермской области, управлением внутренней политики администрации Пермской области и с другими властными структурами, а также с образовательными учреждениями: с Пермским областным институтом повышения квалификации работников образования, с Пермским государственным педагогическим университетом и со школами Пермской области.

 В 2005 г. продвижению идей и ценностей гражданского образования в целом и наших инициатив, в частности, способствовала деятельность Товарищества выпускников Центра гражданского образования и прав человека, созданного в 2004 году.

Вернуться к началу

Издания, подготовленные сотрудниками
Центра гражданского образования и прав человека до 2005 г.

Ø Права человека в России: прошлое и настоящее: Сборник докладов и материалов научно-практической конференции. Пермь, 2001. – 256 с.

Ø Права человека в школах Пермской области: Итоговый отчет о проведении мониторинга. Пермь, 2004. – 92 с.

Ø Права человека для младших школьников. Березники, 2002. – 112 с.

Ø НКО в меняющемся мире: Сборник материалов семинара-тренинга. – Пермь, 2003. – 94 с.

Учебно-методический комплект «Права человека» (9-11 классы)

Ø Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Изд.-е 3-е. Пермь, 2004. - 288 с.

Ø Права человека: Книга для чтения (9-11 классы). Березники, 2001. - 296 с.

Ø Права человека: Дидактический материал (9-11 классы). Пермь, 2000. - 64 с.

Сборники методических материалов

Ø Уроки прав человека: Сборник методических материалов. Пермь, 2002. - 59 с.

Ø Права человека на уроках информатики. Пермь, 2004. – 48 с.

Ø Права человека на уроках географии. Пермь, 2004. – 72 с.

Ø Права человека на уроках литературы. Пермь, 2005. – 64 с.

Ø Камакаева Л.И. Теория и методика преподавания прав человека в деятельности объединения педагогов. Пермь, 2004. – 52 с.

Ø Права ребенка: взаимодействие семьи и школы. Областное родительское собрание по правам детей: методические рекомендации. Пермь, 2003. – 20 с.

Справочники по правам ребенка

Ø Простые ответы на трудные вопросы (в помощь подростку). Пермь, 2002. – 52 с.

Ø Простые ответы на трудные вопросы (в помощь родителям). Пермь, 2001. – 44 с.

Ø Учитель - ученик - родители: Права и обязанности (в помощь педагогу). Пермь, 2001. – 36 с.

Ø Я имею право. Юридические советы выпускнику Суксунского детского дома. Пермь, 2001. – 60 с.

Ø Социальный педагог и права ребенка. Пермь, 2003. – 48 с.

Ø Права Вашего ребенка. Пермь, 2004. – 40 с.

Ø Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам). Пермь, 2004. – 40 с.

Учебно-методический комплект «Выборы в Российской федерации и в Пермской области» (9-11 классы)

Ø Выборы в Российской федерации и в Пермской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов. Пермь, 2003. – 64 с.

Ø Выборы в Российской федерации и в Пермской области: Методическое пособие для учителя. Пермь, 2003. – 24 с.

Ø Выборы в Российской федерации и в Пермской области: Рабочая тетрадь. Пермь, 2003. – 32 с.

 

Справочные и методические пособия по теме «права человека и милиция»

Ø Права человека, которые надо уважать. Права человека, которые надо защищать: Справочник для сотрудников милиции. Пермь, 2002. – 40 с.

Вернуться к началу

РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие системы обучения
правам человека
в школах Пермской области

Развитие системы обучения правам человека в школах Пермской области мы рассматриваем как свой главный приоритет. О том, как мы понимаем эту систему, говорилось в предшествующем разделе. Именно учитель и школа играют ключевую роль в формировании эффективной системы освоения молодежью ценностей прав человека. Поэтому главными нашими задачами по-прежнему являются подготовка учителей, которые могли бы обучать правам человека в школах, и создание возможностей для этого.

Для того, чтобы учителя и студенты смогли получить подготовку по теории и методике преподавания прав человека в истекшем году сделано следующее.

1. Проведены 24-часовые семинары «Права человека: теория и методика преподавания» базового уровня для учителей Горнозаводского, Чердынского, Сивинского, Куединского, Очерского, Б.-Сосновского и Пермского районов, а также для учителей гг. Перми, Чусового, Кудымкара, а также по два 36-часовых семинара продвинутого уровня для пермских учителей и для учителей Пермской области. В результате подготовку базового уровня получили около 180 учителей, 40 из них повысили свою квалификацию на семинарах продвинутого уровня. Кроме того, около 50 студентов-историков (IV курс) Пермского государственного педагогического университета прослушали 24-часовой спецкурс «Права человека: теория и методика преподавания».

Началась работа по организации обучения правам человека в трех соседних  регионах РФ. Во всех регионах проведение запланированных в проекте семинаров включено в учебные планы институтов. Нашу программу координируют: в республике Удмуртия – Оксана Коновалова, в республике Коми - Игорь Сажин, в Свердловской области - Светлана Глушкова. В сентябре-октябре проведены семинары базового уровня «Права человека: теория и методика преподавания» в Ижевске (приняли участие 23 педагога), в Сыктывкаре (приняли участие 30 учителей), в Екатеринбурге (приняли участие более 30 педагогов). Как обычно, использовались активные и интерактивные методики обучения. Судя по отзывам участников, они готовы применять на практике методики, освоенные в ходе тренинга и описанные в переданной им литературе.

2. Выпускники наших образовательных программ и другие педагоги могут получить консультации сотрудников центра и воспользоваться нашей библиотекой, насчитывающей более 300 томов по проблематике теории, методики, защиты прав человека и гражданскому образованию.

3. В рамках нашей работы по интеграции проблематики прав человека в необществоведческие дисциплины подготовлены методические разработки занятий и издано методическое пособие по обучению правам человека на уроках литературы.

4. Подготовлено и опубликовано пять методических и справочных изданий по правам человека и гражданскому образованию. Из них наиболее значимы переизданная Книга для чтения по правам человека и наш авторский учебно-методический комплекс.

Сделан ряд практических шагов по формированию комплексных систем гражданского образования и воспитания в школах. Это направление включает в себя отработку с органами управления образованием механизмов распространения опыта работы комплексных систем гражданского образования, работу с администрациями школ, обучение школьных менеджеров и социальных педагогов, проведение проблемно-целевых семинаров для школьных педагогических коллективов. В частности, можно отметить следующие результаты.

1. Более 30 социальных педагогов г. Чайковского на 30-часовом семинаре «Права человека для социальных педагогов». Кроме того, для студентов V курса отделения социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета прочитаны спецкурсы «Права подростков в образовании» (20 часов) и «Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога» (20 часов). В Перми под руководством ведущего методиста Центра Натальи Русаковой работает методическое объединение социальных педагогов.

2. В 2005 г. мы, как и ранее, успешно использовали найденную ранее форму обучения комплексным подходам к организации гражданского образования в школе – проблемно-целевые семинары «Обеспечение прав человека, прав ребенка в деятельности образовательного учреждения» для педагогических коллективов пермских школ. Цель семинаров – определение педагогическим коллективом школы возможностей улучшения ситуации с правами человека в конкретной школе. Проведено 8 таких семинаров в г.Перми и городах Пермской области.

Кроме того, организовано три семинара по формированию системы гражданского образования и воспитания в школе для директоров и завучей по воспитательной работе школ области.

Проведение олимпиад и конкурсов по правам человека в Перми и Пермской области стало доброй традицией. Во многом благодаря усилиям Центра гражданского образования.

В 2005 г. Центр, при участии Пермского филиала С.-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, организовал V открытую олимпиаду по правам человека для пермских школьников. В ней приняло участие 130 человек из 42 школ Перми и 2 школ области. Олимпиада продемонстрировала высокий уровень теоретических знаний школьников и интерес их к проблемам прав человека.

В сентябре-декабре Центр организовал конкурс школьных сочинений по правам человека «У меня есть права». В оргкомитет поступило 235 сочинений от учащихся из Пермской области и республики Удмуртия. Эксперты Центра гражданского образования и прав человека, "Мемориала" и Пермского регионального правозащитного центра выбрали из них 20 лучших работ. Победителями стали школьники из Перми, Березников, Кунгура, Нытвы, Очера, Краснокамска, Карагая и Ижевска, которые не только представили наиболее рельефные описания самых актуальных проблем обеспечения прав человека в школе, но смогли предложить конкретные пути их решения. 10 декабря, в День прав человека в Центре развития образования г.Перми состоялось подведение итогов конкурса "У меня есть права". Лауреатов конкурса, которые прибыли не только из ряда городов и сел Пермского края, но и из республики Удмуртия, приветствовали уполномоченный по правам человека Пермской области Татьяна Марголина, юрист Пермского регионального правозащитного центра Оксана Борисенко, директор Центра гражданского образования и прав человека Андрей Суслов, сотрудники Центра. Для участников церемонии подведения итогов были организованы викторина и конкурсы, победители получили дипломы и подарки.

Мы в очередной раз убедились, что организация конкурсов является чрезвычайно результативной формой вовлечения молодежи в проблематику прав человека, продвижения ценностей прав человека в общественное сознание.

Кроме того, Центр поддерживал конкурсы по проблематике прав человека, проводимые другими государственными и общественными организациями («Права ребенка в новом веке», «Права человека глазами ребенка», «Права. Ответственность. Будущее» и т.п.). Наши сотрудники участвуют в них в качестве экспертов, членов жюри и т.д.

Разработка нормативных документов по развитию гражданского образования в образовательных учреждениях края позволяет повысить заинтересованность как органов управления образования, так и образовательных учреждений в практической работе по гражданскому образованию. В частности, Центр гражданского образования и прав человека, наряду с рядом некоммерческих организаций, принял участие в формулировании гражданского запроса к формированию концепции целевой программы развития образования области на 2006-2010 гг. Сотрудники Центра приняли участие в работе экспертной группы по подготовке этой концепции и инициировали разработку подпрограммы развития гражданского образования в рамках данной программы. Концепция принята Законодательным собранием края, что в будущем даст дополнительные возможности для развития гражданского образования в регионе.

На июньском заседании коллегии Департамента образования области обсуждался вопрос «О реализации приоритета гражданского образования в образовательных учреждениях области». В решении коллегии, принятом на основе доклада директора Центра А.Б.Суслова и выступивших членов Общественного совета по гражданскому образованию, были сформулированы рекомендации органам управления образованием и образовательным учреждениям по созданию условий комплексного развития системы гражданского образования (См. Приложение).

Права человека для воспитателей детских домов

С воспитателями детских домов Центр работает сравнительно недавно – с 2003 г. В январе 2005 г. состоялась вторая сессия обучающего семинара «Права человека» для воспитателей детских домов Пермской области (24 часа, 16 участников). В марте для воспитателей детского дома №7 г.Перми проведено два 2-часовых семинара «Гражданское образование воспитателей». В детском доме №1 г.Кунгура проведено четыре 2-часовых семинара «Программа развития учреждения по социализации детей-сирот». В ноябре проведен семинар «Права ребенка: международные и российские стандарты» для специалистов детских домов и школ-интернатов г.Перми.

Центр активно сотрудничает и поддерживает деятельность по правовому обучению в МОУ «Санаторный детский дом № 1» г. Перми. При участии П.В. Микова в 2004 г. были созданы стандарты этико-правового образования воспитанников детских домов. Их апробация проводилась в 2005 г. в рамках проектов «Правам ребенка обучают дети» и «Правовой транзит» выполненных педагогами названного детского дома. Сотрудники Центра гражданского образования и прав человека организовали методическую поддержку проектов.

Права человека для сотрудников милиции

В 2005 г. завершился последний проект, в котором несколько сотрудников нашего Центра действовали от имени Центра поддержки демократических инициатив, давшего в 2003 г. старт Центру гражданского образования и прав человека.

Поддержанный Европейской инициативой в области демократии и прав человека проект «Права человека в деятельности сотрудников милиции», рассчитанный на год, был нацелен на создание основ системы обучения правам человека в Пермском и Березниковском учебных центрах областного УВД.

В 2005 г. была организована третья, завершающая сессии семинаров по правам человека для преподавателей учебных центров ГУВД в Перми и Березниках; подготовлены и опубликовано пять справочных и методических изданий по проблеме «Права человека в деятельности сотрудников милиции»; распространялась информации по теме «права человека и милиция» среди широких слоев населения с помощью СМИ, бесплатной раздачи информационных карточек «К Вам обратился сотрудник милиции» и «Вас доставили в отделение милиции», а также справочника «Соблюдает ли милиция твои права?».

Обучение основам толерантного поведения

По нашему глубокому убеждению, формирование основ толерантного поведения является базой для обучения правам человека. Именно это нас подтолкнуло к разработке цикла занятий по обучению основам толерантного поведения в 2004 г. Мы исходили из того, что в воспитании толерантности акцент следует сделать на работу молодежью, которая еще не имеет четких устоявшихся ценностных установок. Однако небольшой группе даже очень квалифицированных специалистов не под силу обучить большое количество молодых людей. Наиболее рациональным подходом к выстраиванию такой работы мы сочли обучение учителей тому, как создавать условия для формирования ценностей толерантности и прав человека, как научить детей противостоять нетерпимости. Разумеется, мы далеки от того, чтобы рассматривать «толерантность» как учебную дисциплину, подобно математике или обществознанию. Однако мы уверены, что можно проводить специальные занятия (как урочные, так и внеурочные; последние – предпочтительнее), ориентированные на формирование основ толерантного поведения. Именно на это и были нацелены проекты «Уроки толерантности», поддержанные Департаментом образования Пермской области в 2004 и 2005 гг.

В 2005 г. в рамках проекта состоялось три обучающих семинаров «Методика преподавания курса «Уроки толерантности» (24 часа), в которых приняло участие более 60 педагогов из Березников, Суксунского и Пермского районов, интересующихся проблемами воспитания ценностей толерантности. Кроме того, состоялся семинар, посвященный апробации подготовленного в прошлом году методического пособия «Уроки толерантности», которое содержит методические рекомендации по проведению занятий, разработки цикла занятий, образцы раздаточных материалов, которые можно использовать на уроках. Участники семинара – педагоги прошедшие обучающие семинары в прошлом году, дали положительные отзывы на пособие и выразили готовность применять методическое пособие в своей практической деятельности. Пособие доработано с учетом высказанных замечаний; в ноябре оно получило одобрение на научно-педагогическом совете Департамента образования Пермской области и издано тиражом 400 экз., что позволяет в будущем расширить круг педагогов, готовых к обучению основам толерантного поведения. Центр, со своей стороны, будет консультировать педагогов, оказывать им организационную и методическую поддержку.

Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области

В 2004-2005 уч. гг. Центр гражданского образования и прав человека вновь провел мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области. Методология мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области базируется на многолетних наработках наших коллег – Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава), обобщенных в книге «Мониторинг прав человека» (Варшава, 2001). Корректность социологических исследований была обеспечена участием в проекте Центра социологических исследований Пермского государственного университета. При участии ЦСИ ПГУ был разработан инструментарий социологического исследования и обработаны полученные данные. Финансирование мониторинга осуществлялось за счет гранта, предоставленного Институтом «Открытое общество» (Будапешт).

При проведение мониторинга решались следующие задачи.

- Выявление соответствия нормативно-правовых актов общеобразовательных учреждений и органов управления образованием российскому и международному законодательству в области образования, прав ребёнка, а также реальной практике школьной жизни;

- Выявление уровня знаний прав человека учащимися и учителями;

- Выяснение причин, природы, характера наиболее распространенных случаев нарушений прав человека в школе;

- Определение путей изменения ситуации с обеспечением прав участников образовательного процесса и выработка предложений по улучшению положения;

- Привлечение внимания общественности к проблеме соблюдения прав человека в школе.

Будучи не в состоянии охватить весь комплекс проблем соблюдения прав человека в школе мы сосредоточились на изучении наиболее важных, с позиции нашего концептуального подхода, аспектов проблемы:

- Знание прав человека участниками образовательного процесса;

- Право на образование (некоторые аспекты доступности и качества образования);

- Право учащихся на информацию;

- Право на уважение человеческого достоинства учащихся в школе (включая свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания);

- Свобода выражения учащимися своего мнения;

- Право учащихся на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей, родственных связей между учеником и учителем;

- Право учащихся на неприкосновенность частной и семейной жизни;

- Право на участие учащихся и их родителей в управлении образовательным учреждением;

- Право на справедливое разрешение конфликтов в школе;

- Социально-экономические права педагогических работников (в первую очередь величина и своевременность выплаты заработной платы, интенсивность труда и т.д.).

При исследовании ситуации наибольшее внимание обращалось на соблюдение личных прав учащихся. Однако нам показалось важным затронуть социально-экономические права работников образовательных учреждений, поскольку, по нашему предварительному прогнозу, нарушения социально-экономических прав работников образовательных учреждений, в частности, низкая заработная плата, являются главными причинами оттока из школ квалифицированных учителей, а оставшиеся в школе зачастую не умеют решать педагогические проблемы без нарушения прав учащихся.

В исследовании применялись следующие методы.

- Анализ документов: нормативно-правовые акты (международные акты по правам человека, Конституция РФ, Законы «Об образовании» РФ и Пермской области, приказы и инструкции региональных и муниципальных органов управления образованием, школьная документация: Устав, приказы, инструкции и т.п.); жалобы (общественная приемная Пермского регионального правозащитного центра); материалы СМИ (выборочный анализ прессы, радио- и телепередач, касающихся проблемы).

- Формализованное наблюдение (с заполнением наблюдательного листа, отражающего определенные аспекты технического состояния здания и помещений, качество оборудования и оформления, санитарно-гигиенические условия в классах, коридоре, туалете; взаимоотношения между учащимися, между учащимися и педагогами и т.п.).

- Анкетирование (учащиеся и учителя);

- Интервьюирование (углубленные интервью с директорами школ; работниками органов управления образованием);

- Фокус-группы (учащиеся, учителя, родители).

Возможность выражения мнения


В качестве объекта исследования были отобраны школы, отражающие типичные признаки образовательных учреждений г. Перми, городов и районов области. Объектом анализа стали школьники и учителя образовательных учреждений. Заметим, что опросы 2003-2004 и 2004-2005 гг. проводились в разных школах. Однако полученные результаты оказались идентичными (расхождения минимальны – в рамках статистической погрешности), что говорит о корректном составлении выборки. 

Отчеты опубликованы тиражом более 1000 экз. и направлены руководителям федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием, директорам образовательных учреждений, заместителю губернатора, курирующему сферу образования, депутатам Законодательного собрания Пермской области, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и в Пермской области, средствам массовой информации, российским и международным правозащитным организациям.

Можно сказать, что уже сам факт проведения мониторинга в образовательных учреждениях способствовал усилению внимания к соблюдению прав участников образовательного процесса, изменению отношения к имеющимся проблемам. Исследование позволяет лучше представить ситуацию с соблюдением прав участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Пермской области, выявить основные проблемы, что в свою очередь дает возможность определения направлений, путей, механизмов для улучшения ситуации в данной сфере.

Товарищество выпускников
Центра гражданского образования и прав человека

Товарищество выпускников Центра гражданского образования и прав человека было создано в 2004 году. На сегодняшний день в него вошло более 100 педагогов, прошедших обучающие семинары Центра гражданского образования и прав человека или «Школы прав человека» пермского «Мемориала» начиная с 1999 г.

Товарищество – объединение неформальное. Пока еще оно не оформлено даже как общественная организация. Устав Товарищества, возможно, будет принят после обсуждения на конференции весной 2006 г.

Вступление в товарищество - дело добровольное. Участие в нем позволяет выпускникам наладить более тесные контакты с единомышленниками, быть в курсе современных тенденций в области гражданского образования, получать оперативную информацию о мероприятиях Центра гражданского образования. У членов Товарищества появляется больше возможностей повышать квалификацию в рамках проводимых Центром семинаров и т.п., оперативно получать издаваемую литературу, которая, как правило, издается небольшим тиражом и распространяется бесплатно.

Центр гражданского образования заинтересован в поддержке деятельности Товарищества. На сегодняшний день сложились следующие формы работы Товарищества: в течение учебного года проводится один семинар и одна конференция выпускников; выпускники получают последние издания Центра гражданского образования; проводится рассылка нескольких информационных писем; оказывается организационная и методическая поддержка объединениям педагогов, действующим в сфере обучения правам человека. В частности, в апреле 2005 г. состоялась конференция «», а в октябре семинар «Социальное проектирование в гражданском образовании». С осени 2005 г. у выпускников появилась возможность принять участие в виртуальном форуме на сайте Центра.
Естественно, Центр и в дальнейшем будет оказывать посильную методическую поддержку всем обратившимся, независимо от членства в Товариществе.

Вернуться к началу

ЧТО НОВОГО?

Новые сотрудники

В силу разных обстоятельств получилось так, что в 2005 г. кадровый состав Центра значительно обновился при сохранении ядра коллектива. Перешли на другую работу Л.И.Камакаева, А.М.Ипатова и О.В.Шилова; П.В.Миков с осени 2005 г. может работать только в качестве методиста. Поэтому Д.П.Поносов приступил к исполнению обязанностей заместителя директора; начали свою работу в Центре: И.Е.Соболева - исполнительный директор и бухгалтер, М.А.Шарафуллина – офис-менеджер; Т.Трубинова – преподаватель-методист; С.В.Якимов – вебмастер. 

Новые издания

Ø Права человека в школах Пермской области: Итоговый отчет о проведении мониторинга. Пермь, 2005. – 104 с.

Ø Права человека: Книга для чтения (9-11 классы). Пермь, 2005. - 296 с.

Ø Права человека на уроках литературы. Пермь, 2005. – 64 с.

Ø Уроки толерантности. Пермь, 2005. - 88 с.

Ø Право на объединение в системе прав и свобод человека: информационно-методический справочник. Пермь, 2005 – 16 с.

Ø Права человека: Учебно-методический комплекс. Пермь, 2005 - 56 с.

Ø Выбор за тобой. Пермь, 2005. – 16 с.

Ø Права человека, которые надо защищать: Справочник для сотрудников милиции. Пермь, 2005. – 64 с.

Ø Права человека: методическое пособие для преподавателей учебных центров УВД. Пермь, 2005. – 96 с.

Ø Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Выпуск 1: Полиция и силовые структуры. Пермь, 2005. – 68 с.

Ø Миков П.В., Суслов А.Б., Цуканов А.Н. Права человека в деятельности сотрудников милиции. Часто задаваемые вопросы: Справочник для сотрудников милиции. Пермь, 2005. – 128 с.

Ø Миков П.В., Суслов А.Б., Цуканов А.Н. Соблюдает ли милиция твои права? Справочник. Пермь, 2005. – 64 с.

Новые информационные возможности

1 сентября 2005 г. открыт интернет сайт Центра (pcgo.narod.ru). На сайте представлена информация об основных программах Центра, как текущих, так и реализованных, о всех новостях Центра, об организуемых Центром конкурсах. Отражена работа Общественного совете по гражданскому образованию и Товарищества выпускников Центра гражданского образования. Желающие могут получить информацию о том, какую линию поведения лучше избрать при взаимодействии с сотрудниками милиции, получить ответы на часто встречающиеся вопросы по правам учащихся, родителей и педагогов, а также скачать любую из публикаций Центра. 

Новые инициативы

  Совет Европы объявил 2005 год Европейским годом гражданственностичерезобразование. Девиз года - "Жить и учиться демократии". Основная задача Года - соединить политику и практику, наделяя полномочиямиполитических деятелей и практиков во всех уровнях с целью создания иразвития жизнеспособных программ по образованию, направленных на воспитание демократической гражданственности, образованию в области прав человека.  8 февраля 2005 г. Европейского года гражданственности черезобразование официально стартовал в России.

Общественный совет по гражданскому образованию при департаменте образования Пермской области поддерживает идеи года гражданственности и взял на себя координационные функции по проведению Года на территории области. Директор Центра гражданского образования и прав человека А.Б.Суслов выполнял функции регионального координатора. В рамках Года гражданственности организации, входящие в Совет, инициировали действия, обеспечивающие самое широкое гражданское образование и обучение и воспитание в области прав человека и распространение о них информации в обществе. Одним из важнейших дел стала разработка и общественное обсуждение программы развития гражданского образования в Пермском крае на 2006-2010 гг. Еще одним из значимых событий стало обсуждение вопроса «О реализации приоритета гражданского образования в образовательных учреждениях области» на заседании коллегии Департамента образования области (См. Приложение). Помимо того, в ходе Года гражданственности были реализованы десятки практических мероприятий, направленных на воспитание демократической гражданственности.

Участие в месячнике права

В сентябре 2005 г. Центр гражданского образования и прав человека принял участие в областном месячнике права, инициированном областной Регистрационной палатой и Главным управлением федеральной службы судебных приставов по Пермской области. Месячник включал в себя проведение целого ряда мероприятий, подготовленных как его инициаторами, так и организациями, входящими в общественный совет по гражданскому образованию при департаменте образования Пермской области. В частности, Центр гражданского образования и прав человека провел два обучающих семинара: "Право на ассоциации в образовательном учреждении" для педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования г.Перми и "Право на участие в управлении образовательным учреждением" для заместителей директоров школ по воспитательной работе Верещагинского района, а также подготовил и издал справочник "Право на объединение в системе прав и свобод человека".

Дебаты для школьников: продвижение культуры диалога

19 октября в Пермском областном центре развития творчества детей и юношества «Муравейник» состоялись областные дебаты старшеклассников «Я голосую! Я выбираю!» в которых приняли участие более 80 школьников. Кроме хозяев в числе организаторов дебатов областной департамент образования, Центр гражданского образования и прав человека, областной научно-методический центр развития правовой и политической культуры, областная избирательная комиссия. Дебаты вели тренеры Центра гражданского образования и прав человека Ирина Сирина (тема: «Выбор ученика в современной школе ни на что не может повлиять»), Дмитрий Поносов (тема: «От моего выбора в обществе ничего не зависит»), Андрей Суслов (тема: «Губернатора: назначать или избирать») и тренер научно-методического центра развития правовой и политической культуры Елена Коваль (тема: «России многопартийность не нужна»).

По мнению организаторов, дебаты удались. Еще один шаг в продвижении культуры диалога сделан. Характерно, что, вне зависимости от удачного или неудачного отстаивания своих игровых позиций сторонами, в конечном счете большинство ребят высказали уверенность в том, что выбор ученика в современной школе на многое может повлиять (при активной позиции школьников), что ситуация в обществе зависит от выбора каждого, что губернаторов следует выбирать. Что ж, если есть хотя бы такое количество молодых людей, разделяющих такие убеждения (а их на самом деле больше), можно утверждать, что об окончательном уничтожении в нашей стране демократии руками ее имитаторов говорить пока преждевременно.

Школа «Я гражданин»

31 октября – 2 ноября в Перми прошла первая школа «Я гражданин». Эта школа стала частью совместного проекта Центра гражданского образования и прав человека и Центра развития правовой и политической культуры, организованного в рамках программы развития правовой и политической культуры Школа была проведена сотрудниками Центра гражданского образования и прав человека на базе областного центра развития творчества детей и юношества «Муравейник». Участниками  «Школы» стали ученики образовательных учреждений Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, активно работающие в детских общественных объединениях. В течение трех дней школьники говорили о ценностях толерантности и правах человека, важности этих ценностей в гражданском обществе о понятии гражданственности. Особое внимание уделялось поиску возможностей проявления гражданственности в школе.

Все участники рассказали о своих планах как можно улучшить жизнь в своих регионах, в своих школах. Большую часть школы занимали активные методики работы, которые позволили молодым гражданам получить опыт взаимодействия, выстроить новые деловые взаимоотношения. Один из дней был полностью посвящен обучению навыкам социального проектирования, изучались основные подходы к проектированию, требования, которые предъявляют во всех конкурсах социальных проектов.

Один из учебных проектов, которые решали участники «Школы» был назван: «Если бы я был губернатором». Экспертом в этом упражнении стал губернатор Пермской области Олег Чиркунов. На встрече с губернатором ребята задали ряд весьма грамотных вопросов о проблемах Пермской области, перспективах ее развития. Губернатор подчеркнул важность поддержки молодежи в процессе развития нового региона – Пермского края так как именно от молодежи будет зависеть стабильность развития региона.

Центр гражданского образования и прав человека подготовил буклет "Выбираем свое будущее". 8 декабря в зале заседаний ученого совета Пермского государственного педагогического университета состоялась его презентация.

Издание подготовлено с целью популяризации избирательных прав и адресованный тем гражданам, кто будет голосовать в первый раз. В буклете в доступной форме разъясняется значение выборов для демократии, основные принципы организации выборов в Российской Федерации, а также как проходит процедура голосования и что может сделать избиратель, если он заметил нарушение каких-либо процедур проведения выборов.

Буклет издан в рамках областной Программы развития правовой и политической культуры населения Пермской области при содействии управления внутренней политики администрации области. Общий тираж  составил 2700 экз. Часть тиража будет распространяться среди студентов пермских вузов первых курсов; большая часть буклета будет распространяться через территориальные избирательные комиссии. В дальнейшем возможны дополнительные тиражи.

В презентации приняли участие заместитель председателя областной избирательной комиссии Т.В.Бородина, представители территориальных избирательных комиссий, представители администрации области, представители общественных организаций, в том числе, пермского представительства ассоциации "Голос", общественной лаборатории "Гражданские ценности в образовании", Центра гражданского образования и прав человека, а также преподаватели и студенты педагогического университета.

Вернуться к началу


ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

g Национальный фонд в поддержку демократии (NED) – США  (Программа «Школа прав человека») 946192 руб.
g Управление внутренней политики Администрации Пермской области (мероприятия в рамках программы развития правовой и политической культуры населения Пермской области) 70572 руб.

g Департамент образования Пермской области (Программы «Уроки толерантности», «Я – Гражданин») 92244 руб.

Всего: 1 109 008 руб.

Вернуться к началу

 

 

Сотрудники Центра гражданского образования и прав человека

Директор- Суслов Андрей Борисович.

А.Б.Суслов в 1985 году закончил исторический факультет Пермского государственного университета, некоторое время работал учителем истории в школе, далее - в течение 20 лет преподает в Пермском педагогическом университете. В настоящее время - заведующий кафедрой Новой и новейшей истории России Пермского государственного педагогического университета. Опубликовал более 100 научных работ по истории и правам человека, в том числе учебник и монографию. В 1989 г. защитил кандидатскую, в 2004 г. - докторскую диссертацию. Член правления Пермского “Мемориала”. Участвовал в подготовке ряда изданий Пермского “Мемориала”. Руководит научными программами Пермского "Мемориала" в течение девяти лет. Руководил программой «Школа прав человека» в 1998-2005 гг. В рамках программы организовал преподавание прав человека в базовых школах г.Перми, семинары и курсы по методике преподавания прав человека для учителей, издание методического пособия для учителей «Права человека», научно-практическую конференцию «Права человека в России: прошлое и настоящее» и т.д. С декабря 1998 г. – заместитель директора Центра поддержки молодежных демократических инициатив. С февраля 2003 г. - директор Центра гражданского образования и прав человека.

Образование в сфере прав человека: летняя Школа прав человека Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава, сентябрь 2000); курс «Стратегии и техники обучения правам человека» Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава, декабрь 2000 г., декабрь 2001 г.); Высший международный курс по защите прав человека Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава, 2002-2003).

Исполнительный директор, бухгалтер – Соболева Ирина Евгеньевна.

Е.И.Соболева закончила в 1985 г. экономический факультет Пермского государственного университета по специальности «Бухгалтерский учет». В 1985-1992 гг. работала главным бухгалтером, заместителем главного бухгалтера на производственных предприятиях. 1992-1996 гг. - главный бухгалтер аудиторско-коммерческой фирмы «Аудитсервис». В 1993 г. прошла специализацию по общему аудиту в Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ при МГУ им. Ломоносова. Получена лицензия на право осуществления аудиторской деятельности. С 2000 г. – член Пермского представительства Российской коллегии аудиторов. В 1996-2000 гг. - ведущий специалист по общему аудиту аудиторской компании «Экюрсервис». С 2000 г. - главный бухгалтер в системе антикризисного управления. С июля 2005 г. – гл. бухгалтер Центра гражданского образования и прав человека.

Заместитель директора - Поносов Дмитрий Павлович.

Д.П.Поносов в 2002 г. закончил исторический факультет Пермского государственного педагогического университета. С 2001 г. работает учителем истории в школе №2 г.Перми. Одновременно с 2001 г. начал работать в программе «Передвижные выставки по истории политических репрессий» ЦПДМИ. С 2002 г. - методист Школы прав человека, с 2003 г. – ведущий методист, с сентября 2005 г. – заместитель директора Центра гражданского образования и прав человека. В 2002-2005 гг. участвовал в проведении олимпиад по правам человека, в проведении проблемно-целевых семинаров «Соблюдение прав ребенка в деятельности образовательного учреждения», в проведении семинаров по преподаванию прав человека и обучению основам толерантного поведения для учителей в Перми и ряде городов Пермской области. Автор ряда методических пособий по правам человека.

Образование в сфере прав человека: курс «Права человека» (Пермский государсвенный педагогический университет, 2001); летняя Школа прав человека Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава, сентябрь 2003); XV сессия Московской школы прав человека (декабрь 2004); Тренинг для тренеров, Европейский комиссариат по делам молодежи (Москва, июль 2005).

Ведущий преподаватель-методист: Русакова Наталья Анатольевна.

Н.А. Русакова в 1988 году закончила Пензенский строительный техникум, а в 1992 году - Пензенский инженерно-строительный институт. С 1993 года работает социальным педагогом одного из микрорайонов Орджоникидзевского района г.Перми. В 1996-2003 гг. - социальный педагог школы – гимназии №46. Одновременно, с декабря 1999 года - лектор Пермского областного института повышения квалификации работников образования, с 2003 г. – ст.преподаватель того же института. В 1999-2000 уч.году участвовала в программе “Школа прав человека” в качестве преподавателя-методиста, в 2000-2005 уч. г. – ведущий преподаватель-методист. Участвовала с проведении семинаров для учителей в Перми, Пермской области, республике Удмуртия. Автор ряда справочных и методических пособий по правам ребенка.

Образование в сфере прав человека: курс «Преподавание прав человека» (пермская Школа прав человека, октябрь 1998).

Преподаватели-методисты: Миков Павел Владимирович, Сухих Анна Юрьевна, Сирина Ирина Михайловна, Трубинова Татьяна Николаевна.

П.В.Миков окончил Пермский государственный педагогический университет в 1998 году. С 1998 по 2004 г. преподавал историю и права человека в школе № 7 г.Перми. С 2004 г. по настоящее время работает на отделении педагогической юриспруденции Пермского государственного педагогического университета. В 1999-2004 уч.годах участвовал в программе “Школа прав человека” в качестве ведущего преподавателя-методиста, в 2003-2005 уч.году в качестве менеджера. Проводил занятия по методике преподавания прав человека на курсах для учителей в г.Перми, Пермской области, Екатеринбурге, Сыктывкаре. Принимал участие в разработке ряда справочных и учебно-методических пособий Школы прав человека. Одновременно в 2000-2001 гг. руководил работой передвижного видеоцентра Центра поддержки молодежных инициатив, а также программой социально-правовой адаптации выпускников Суксунского детского дома (2000-2001 г.). С февраля 2003 г. по сентябрь 2005 г. - заместитель директора Центра гражданского образования и прав человека, с сентября 2005 г. – преподаватель-методист.

Образование в сфере прав человека: летняя Школа прав человека Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава, сентябрь 2001); семинар польско-чешско-словацкого фонда «Солидарность» (Варшава, февраль 2005).

А.Ю.Сухих в 1995 г. закончила исторический факультет Пермского государственного университета. Работает учителем истории в школе № 77 г.Перми. В 2001 г. начала преподавать права человека. В 2002-2004 уч.г. участвовала в программе “Школа прав человека” в качестве преподавателя-методиста. Участвовала в подготовке методического пособия «Уроки прав человека». Участие в проведении олимпиад по правам человека для пермских школьников в 2002-2004 гг. Участвовала в проведении семинаров по преподаванию прав человека для учителей. Участвовала с проведении семинаров для учителей в Перми, Частых, Кишерти.

Образование в сфере прав человека: курс «Преподавание прав человека» (пермская Школа прав человека, октябрь 2000), летняя Школа прав человека Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава, сентябрь 2002).

И.М.Сирина в 1994 г. закончила исторический факультет Пермского государственного педагогического университета. С 1994 г. по настоящее время работает учителем истории и обществознания средней школы № 99 г.Перми. В 2002 г. прошла обучение на семинаре «Права человека: теория и методика преподавания». С сентября 2003 г. – методист Центра гражданского образования и прав человека. Участвовала в проведении семинаров для учителей в Перми, Чайковском, Кунгуре, Горнозаводске, Екатеринбурге.

Образование в сфере прав человека: курс «Преподавание прав человека» (пермская Школа прав человека, октябрь 2001); XVI сессия Московской школы прав человека (декабрь 2005).

Т.Н.Трубинова - студент исторического ф-та Пермского государственного педагогического университета. В сентябре-декабре 2005 г. работала учителем истории, обществознания и права в лицее №3 г.Перми. С декабря 2004 г. работает волонтером в общественной организации «Помоги советом». С ноября 2005 г. -  преподаватель-методист Центра гражданского образования.

Образование в сфере прав человека: курс «Прав человека: теория и методика преподавания в школе» (Центр гражданского образования, октябрь 2005).

Офис-менеджерШарафуллина Марина Альбертовна.

М.А.Шарафуллина – студент филологического ф-та Пермского государственного педагогического университета. В 2003-2005 гг. работала секретарем в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования. С сентября 2005 г. – офис-менеджер Центра гражданского образования и прав человека.

 

Вернуться к началу

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Администрация Пермской области
Ассоциация выпускников программ российско-американских обменов «Профессионалы за сотрудничество»
АНО «Гражданские ценности в образовании»
Департамент образования Пермской области
Мемориальный центр «Пермь-36»
Молодежное правозащитное движение
Молодежный центр прав человека и правовой культуры (г.Москва)
Некоммерческое партнерство «Сивитас-Россия»
ОО «Педагогический клуб "Радуга"» (г.Самара)
Пермский государственный педагогический университет
Пермский областной (региональный) институт повышения квалификации работников образования
Пермский областной дом развития творчества детей и юношества «Муравейник»
Пермский областной научно-методический центр развития политической культуры
Пермская гражданская палата
Пермский региональный правозащитный центр
Пермское областное отделение международного общества «Мемориал»
АНО «Помоги советом» (г.Пермь)
Региональные, городские и районные отделения Всероссийского общества «Мемориал»
Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия»
Уполномоченный по правам человека в Пермской области
Уральский центр поддержки НГО
Управление внутренней политики администрации Пермской области
Хельсинкский фонд по правам человека (Варшава)
Центр гражданского образования (Академия повышения квалификации, г.Москва)
Центр гражданского образования Пермского государственного университета
Центр поддержки демократических молодежных инициатив (г.Пермь)
Центр развития образования г.Перми
Отчет за 2003 – 2004 гг. / Отчет за 2005 г.
На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz