На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Обучение правам человека / Для учащихся / Права человека

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Программа курса

.......Изучение прав человека в школе относится не столько к усвоению учениками нормативно-правовых вопросов, сколько к формированию у них общегуманитарного мировоззрения и воспитанию толерантности (терпимости) мышления. Данная программа рассчитана на работу в течение учебного года, 1 час в неделю. При желании количество, отводимых на изучение ряда тем может быть увеличено более, чем в два раза. Программа состоит из 4 разделов (тематических блоков), предполагающих беседы, ролевые игры, работу в малых группах, изучение нормативных документов, диалоговые и дискуссионные формы занятий и т. д. Выделенные в программе формы проведения занятий предполагают использование данного методического пособия. Программа «Права человека» соответствует утвержденному Министерством образования обязательному минимуму содержания по образовательной области «Обществознание», который предполагает в основной и средней школе изучение значительного блока правовых знаний (в связи с политическими, экономическими, социологическими, этическими, культурологическими знаниями). Поэтому курс может быть рекомендован для преподавания в качестве модульного курса в «Обществознании» либо самостоятельного курса «Права человека», либо в качестве элективного курса.

Раздел I.
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ. Естественные и позитивные
права человека

1. Человек — биосоциальное существо
Человек — высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект исторического прогресса, развития материальной и духовной культуры, биосоциальное существо.
Отличия человека от животного. Уникальность человека. Индивид, личность.
Отсутствие генетической программы поведения как предпосылка формирования социального регулирования отношений между людьми.
Работа по группам «Признаки человека».

2. Обычай, мораль, право
Формирование обычаев, традиций, правил поведения.
Отличия морали от обычая, их сходство.
Разные значения понятия «право».
Правовые нормы и их отличия от моральных (нравственных) норм. Взаимосвязь морали и права, «справедливость права».
Ролевая игра «Тропи».
Дискуссия «Право на открытие».
Понятия: личность, индивид, общество, обычай, мораль, право.

3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПОДХОДЫ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Обычное право. Позитивистское понимание права.
Права человека и закон. Государство и права человека. Власть и общество.  Человек и закон. Смысл законопослушания.
Юридические свойства прав человека.
Ролевая игра «Тупой или острый».
Понятия: обычное право, закон, государство.

4. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Понятия «гражданское общество» и «правовое государство». Признаки гражданского общества и правового государства.
Государство и право. Государство как гарант прав и свобод человека и государство как их нарушитель.
Личность в гражданском обществе.
Понятия: гражданское общество, правовое государство.

5. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 

Генезис понятия «естественные права человека». Формирование представлений о ценности человеческой личности, ее свободе и правах в античном мире. Гуманистические учения. Античные мыслители о естественном законе.
Феодализм и права человека. Юридическое неравенство людей и фактические последствия этого. Религиозные нормы, христианские заповеди и правовые принципы.
Теория естественного права у авторов либеральной традиции эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Вольтер и др.).
Позитивизм и его критика теории естественного права. Юридическое оформление «первого поколения» прав и свобод человека — личных и политических.
Политико-правовые учения XIX—XX вв., рост социалистических учений. Начало конституционного признания социально-экономических прав человека («второго поколения»).
Первая мировая война и ее трагические последствия. Лига Наций и права человека.
Установление тоталитарных режимов, подавление ими прав и свобод человека.
Вторая мировая война и попрание агрессорами права людей на жизнь и другие неотъемлемые ценности.
Права человека как комплекс юридических возможностей человека, как средство удовлетворения его важнейших интересов и потребностей, как средство защиты от насилия и произвола.
Значимость прав человека для общества. Прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод. Верховенство основных прав и свобод, делающее все иные права и свободы производными. Принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину. Всеобщность основных прав и свобод: едины для всех без исключения и равны для всех людей. Отсутствие воли гражданина на приобретение и отчуждение прав и свобод. Действие прав человека на всей территории государства.
Ролевая игра «Воображаемая страна».
Понятия: естественные права человека, позитивные права человека, моральные права.

6. МОРАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Достоинство человека — фундаментальная основа его прав и свобод. Гуманизм. Баланс личных и общественных интересов.
Свобода, отличие от вседозволенности, границы свободы. Свобода как право выбора и ответственность за этот выбор.
Равенство всех людей. Биологическое неравенство индивидов и стремление к уравнительности. Равенство прав и возможностей. Справедливость и равенство. Различия людей. Дискриминация, ее виды.
Терпимость, толерантность, отрицание насилия в отношениях между людьми. Уважение человеческого достоинства. «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые».
Занятие «Воспитание толерантности к людям других национальностей».
Игра «Более равные, чем другие».
Ролевая игра «Справедливое неравенство».
Понятия: свобода, равенство, справедливость, инакость, личность, дискриминация, терпимость, толерантность, предрассудок, стереотип, расизм, национализм.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1. Система прав и свобод человека
Сущность и значение систематизации прав и свобод человека. Критерии (основания) систематизации.
Поколения прав человека. Признание государствами прав человека первого и второго поколения. Становление «третьего поколения» прав человека (права народов на мир, на самоопределение и др.).
Деление прав и свобод исходя из разнообразия благ, лежащих в их основе: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.
Конституционные права и свободы человека и гражданина — база правового положения личности в государстве. Отраслевые права, конкретизация и дополнение ими основных прав и свобод. Специальные права личности, их обусловленность социальным положением, полом, возрастом и др.
Равенство всех прав человека.
Различие прав и свобод в зависимости от возможностей их законного ограничения. Права и свободы, не подлежащие никакому ограничению.
Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека. Основные принципы и положения Всеобщей декларации прав человека. Значение Всеобщей декларации прав человека.
Великая хартия вольности 1215 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г., Декларация независимости США 1776 г., американский Билль о правах (1789—1791 гг.), Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
1950 г.
Права и обязанности. Неотъемлемая обязанность каждого уважать права и свободы других людей. Естественные и позитивные обязанности. Гражданские обязанности. Конституционные обязанности. Различия в природе обязанностей. Невозможность их отчуждения прав человека при неисполнении обязанностей. Ответственность. Виды ответственности.
Упражнение «Классификация».
Игры (упражнения) по Всеобщей декларации прав человека.
Занятие «Равенство прав».
Игра «Как вы думаете?»
Упражнение «Я имею право».
Игровой диспут «Всеобщая декларация обязанностей».
Понятия: поколения прав человека, конституционные права человека, ограничения прав человека, обязанности, социальная и юридическая ответственность.

2. Личные (гражданские) права

Право на жизнь как первооснова всех других прав и свобод, абсолютная ценность человеческой жизни. Проблемы смертной казни, эвтаназии.
Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода от жестокого обращения и пыток.
Право на справедливый суд. Критерии справедливости судебного разбирательства.
Свобода мысли, совести и религии.
Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Понятие «прайвеси» (приватного пространства). Частная жизнь. Тайна переписки. Семейная и личная тайна. Неприкосновенность жилища.
Право на собственность. Частная и иные формы собственности. Владение, пользование, распоряжение. Имущество и невозможность его произвольного изъятия. Значения права на собственность в реализации других прав человека. Интеллектуальная собственность и авторское право.
Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах государства. Регистрация граждан России. Беженцы, вынужденные переселенцы.
Право на семейную жизнь. Семья и общество. Семья и государство. Защита отцовства, материнства и детства.
Дискуссия «Смертная казнь — за и против».
Ролевое упражнение «Дознание».
Игра «Потерпевшие кораблекрушение».
Упражнение «Три российских дела».
Упражнение «Социологи».
Игровой диспут «Государство и частная жизнь».
Игра «Сократ».
Игровой диспут «Зачем нужна свобода мысли».
Игра «В поисках истинной веры».
Ролевая игра «Два собрания».
Семинар «Право на собственность».
Ролевая игра «Семья и государство».
Понятия: гражданские права и свободы, пытки, жестокое обращение, свобода мысли, свобода совести, прайвеси, справедливый суд, собственность, авторское право.

3. Политические права

Взаимосвязь и различия гражданских и политических прав.
Право на гражданство. Гражданин, подданный. Апатрид, бипатрид. Иностранец.
Право на участие в управлении делами государства. Избирательное право: активное и пассивное. Цензы общие и дополнительные.
Свобода выражения мнения. Свобода слова. Идейный плюрализм. Право свободно распространять и получать информацию. Проблема приоритетов при ограничении прав и свобод в демократическом государстве. Ограничения права на распространение информации. Государственная тайна. Запрет пропаганды войны, насилия, разжигания национальной и религиозной розни и т. д.
Свобода ассоциаций. Право на свободное проведение мирных собраний. Правомерность ограничений свободы ассоциаций и свободы собраний.
Игра «Политические права».
Игра «Стенгазета».
Мини-игра «Ассоциация».
Понятия: гражданство, гражданин, апатрид, подданный, ассоциация.

4. Экономические, социальные и культурные права

Специфика второго поколения прав человека.
Право на труд, свободный выбор занятий, благоприятные условия труда. Защита от безработицы.
Этические проблемы, связанные с осуществлением экономических прав.
Право на достойный уровень жизни. Неравномерность развития разных стран мира. Голод и недоедание. Глобальные проблемы человечества.
Право на физическое и психическое здоровье. Право на медицинскую помощь.
Право на благоприятную окружающую среду. Экологические проблемы.
Право на образование. Обязательное всеобщее бесплатное образование. Платное образование.
Право на участие в культурной жизни. Проблема доступности культурных ценностей.
Свобода научных исследований и творческой деятельности.
Игра «Предприниматели».
Игра «Путешествие к проблеме».
Ролевая игра «Выбор предметов и учителей».
Ролевая игра «Семья и государство».
Понятия: экономические, социальные, культурные права, достойный уровень жизни, реституция культурных ценностей.

Раздел III. Права ребенка

Отличие прав ребенка от прав взрослых.
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Права ребенка в семье.
Права ребенка в школе. Основные нарушения прав ребенка в школе.
Групповое занятие: составление «Конституции нашей школы».
Понятия: правоспособность, дееспособность, декларация, конвенция, физическое и психическое насилие.

Раздел IV. Защита прав человека

Система юридических гарантий и механизмов защиты прав и свобод человека.
Конституционный контроль, Конституционный Суд РФ.
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Право на защиту закона. Защита по суду от произвола чиновников. Гражданско-правовые и уголовно-правовые формы защиты прав человека.
Административно-правовые формы защиты прав и свобод (в сфере исполнительной власти, при применении мер административного принуждения и т. д.).
Права человека в современной России. Российские правозащитные организации.
Международная защита прав человека. Международные организации в борьбе за права человека (ООН, Совет Европы, Европейский суд по правам человека).
Возможности и механизмы защиты прав человека. Правозащитные технологии.
Конфликт прав.
Практикум «Защити свои права».
Понятия: международные системы защиты прав человека. 

Примерное тематическое планирование
(34 часа

Вводное занятие

1 час

Раздел I. Человек среди людей. Естественные и позитивные права человека

 

     1. Человек — биосоциальное существо

1 час

     2. Обычай, мораль, право

1 час

     3. Права человека: подходы, происхождение, юридические свойства. Государство и права человека. Человек и закон

1 час

     4. Гражданское общество и правовое государство

1 час

     5. Естественные и позитивные права человека

2 часа

     6. Моральные и философские основания прав человека

3 часа

Раздел II. Основные права человека

 

     1. Система прав и свобод человека

4 часа

     2. Личные (гражданские) права

8 часов

     3. Политические права

3 часа

     4. Экономические, социальные и культурные права

2 часа

Раздел III.Права ребенка

3 часов

Раздел IV. Защита прав человека

3 часа

Заключительное занятие

1 час

 

Обучение правам человека / Для учащихся / Права человека

На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz