На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Общественный совет по гражданскому образованию / Решение коллегии

Администрация Пермской области
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
28.06.2005 г.

О реализации приоритета гражданского образования
в образовательных учреждениях области

.........Становление гражданского общества невозможно без развития системы гражданского образования. В Концепции модернизации российского образования зафиксировано: «Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Одним из принципов государственной (региональной) образовательной политики, закрепленным в Законе Пермской области «Об образовании в Пермской области», является «приоритет воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности человека».

Под гражданским образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, направленный на формирование и развитие гражданской компетентности, демократической гражданственности.

Гражданское образование является реальным механизмом осуществления воспитывающего характера обучения, внеучебной и общественной деятельности учащихся. В регионе в дополнении к изучению соответствующего учебного содержания в рамках инвариантной части учебного плана организована подготовка и публикация ряда учебно-методических и справочных изданий по истории, обществознанию, праву, правам человека, политологии. Для учащихся области регулярно проводятся конкурсы, олимпиады и другие мероприятия граждановедческого характера. В школах области проводится мониторинг соблюдения прав человека.

ПГУ, ПОИПКРО, Центром гражданского образования и прав человека проведены научно-практические конференции по проблематике гражданского образования, издан ряд программ элективных курсов, проведены курсы повышения квалификации по проблематике гражданского образования и правам человека для учителей-обществоведов и социальных педагогов.

Общественные организации активно участвуют в решении задач гражданского образования. Это организация обучения педагогов правам человека, дискуссий и дебатов, подготовка и публикация литературы по истории, праву, правам человека, проведение экскурсий в музее ГУЛАГа, передвижные выставки по истории политических репрессий, конкурсы для учащихся и педагогов, мониторинг соблюдения прав человека в школах.

Сегодня складывается система продуктивного взаимодействия государственных, муниципальных и негосударственных организаций, занимающихся гражданским образованием. В целях координации их деятельности при департаменте образования в 2003 г. создан общественный совет по гражданскому образованию, в который входят представители 13 организаций.

Вместе с тем гражданское образование в области еще не стало системой. Позитивный опыт гражданского образования в других регионах слабо изучен и освоен. Образовательные учреждения не уделяют достаточно внимания гражданскому образованию. Отсутствуют критерии оценки работы учреждений в сфере гражданского образования. Не хватает учебно-методической и справочной литературы, мало электронных текстовых, гипертекстовых, мультимедийных и др. программных продуктов.

Существуют проблемы в организации обучения педагогов теории и методике преподавания соответствующих курсов. Подготовленных программ явно мало для реализации принципа вариативности в преподавании дисциплин граждановедческого цикла.

Остается актуальной проблема формирования демократической и правовой образовательной среды в образовательных учреждениях. Авторитарные традиции организации учебно-воспитательного процесса чрезвычайно живучи. Нарушаются права участников образовательного процесса. Роль учащихся и их родителей в принятии важных решений, в большинстве образовательных учреждений минимальна. Весьма редки формализованные, институционализированные и понятные всем участникам образовательного процесса процедуры и механизмы справедливого разрешения конфликтов в образовательных учреждениях.

Заслушав и обсудив доклад члена коллегии департамента образования области, заведующего кафедрой Пермского государственного педагогического университета Суслова А.Б. «Развитие гражданского образования в Пермской области: состояние и перспективы»,

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Департаменту образования:

1.1.При разработке целевой программы развития образования Пермского края на 2006 - 2010 годы учесть приоритет развития гражданского образования.

1.2. Способствовать созданию условий комплексного развития системы гражданского образования на основе регионального учебного плана, организации разработки учебных курсов и программ, подготовки и издания учебных, методических и справочных пособий (в т.ч. в виде гипертекстовых, мультимедийных и др. программных продуктов) для учебных, факультативных занятий, элективных курсов, конкурсов и олимпиад.

1.3. Совместно с научными и общественными организациями разработать критериальную основу оценки результативности гражданского образования для образовательных учреждений различных типов.

1.4. Содействовать развитию сетевого взаимодействия различных ведомств и организаций в системе гражданского образования региона.

2. Рекомендовать учреждениям высшего, среднего и дополнительного профессионального (педагогического) образования:

2.1. Обеспечить содержательную и организационную стороны подготовки руководителей и педагогов образовательных учреждений к работе по развитию гражданского образования в Пермском крае.

2.2. Привлечь ученых и специалистов к научно-исследовательской и научно-методологической работе, направленной на развитие гражданского образования в регионе.

3. Пермскому областному институту повышения квалификации работников образования (Курдин В.Т.):

3.1. Систематизировать содержание читаемых курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам развития гражданского образования, по правам человека.

3.2. Провести изучение имеющегося опыта гражданского образования как в Пермском регионе, так и за его пределами.

З.З. Организовать совместно с методическими службами проведение мониторинга и экспертизы содержания, организации и результатов введения гражданского образования в образовательные программы учреждений образования.

3.4. Оказать поддержку конкурсу педагогического мастерства учителей гуманитарного цикла.

3.5. Содействовать созданию ассоциации педагогов, участвующих в решении задач гражданского образования.

4. Муниципальным органам управления образованием, образовательным учреждениям:

4.1. Определить перечни учебных курсов и программ по гражданскому образованию для вариативной части учебного плана.

4.2. Организовать апробацию различных моделей гражданского образования, включающих учебную, внеучебную и общественную работу и направленных на становление особого уклада школьной жизни, создание атмосферы толерантности и сотрудничества.

4.3. Наладить работу банка дополнительных образовательных программ, формирующих демократическую и правовую культуру и рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

4.4. Активно использовать опыт детских и молодежных общественных организаций и объединений, уставная деятельность которых направлена на формирование гражданской позиции, защиту прав участников образовательного процесса.

4.5. Организовать системную работу со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, учащимися) по повышению правовой культуры. Использовать активные методы обучения (проекты, дискуссии, семинары, конференции) при формировании культуры толерантности.

4.6. Обеспечить доступность и наглядность информации о правах и обязанностях учащихся, об адресах и телефонах организаций, осуществляющих защиту прав человека.

4.7.0беспечить участие учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений в областном месячнике права (сентябрь 2005 г.).

5. Рекомендовать Общественному совету по гражданскому образованию продолжить деятельность по вовлечению образовательных учреждений различных типов в систему гражданского образования региона.

6. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на первого заместителя председателя департамента образования области Гутник Г.В.

Заместитель председателя коллегии, и.о. Г.В.Гутник

Общественный совт по гражданскому образованию / Решение коллегии

На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz