Д.П.Поносов
ФОРМИРОВАНИЕ
ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
Толерантность – одна из базовых гражданских
ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной
группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в
современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы
нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и
оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного
поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Курс
«Формирование основ толерантного поведения в школе» вряд ли стоит воспринимать
как учебную дисциплину, подобную математике, истории и т.д. Он задуман таким
образом, чтобы разработанные занятия можно было проводить как на уроках, так и
во внеурочной деятельности. Поэтому программа составлена так, что ее можно
представить не только в виде в элективного курса. Методические
разработки отдельных занятий можно включать в курсы инвариантной части
федерального базисного плана (обществознание, право и т.д.). Кроме того,
программа обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой
для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий,
что, несомненно, представляет интерес для школьных психологов, социальных
педагогов и классных руководителей.
Цель курса: Сформировать
теоретические и методические основы для проведения занятий по воспитанию
толерантности с учащимися старших классов образовательных учреждений.
Задачи:
- сформировать представления о понятии «толерантность»;
- раскрыть основные методические принципы,
приемы, формы организации педагогической деятельности в воспитании толерантного
сознания у школьников;
- создать условия для овладения педагогами
основными методами и приемами воспитания ценностей толерантности у школьников;
- создать условия для осознания важности
воспитания толерантности педагогами и для определения ими своего места в
воспитании ценностей толерантности в целостном педагогическом процессе.
Курс ориентирован на практическое
применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в привычной для
многих форме лекций. Большая часть занятий выстраивается таким образом, чтобы
участники обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) апробировали на
себе активные и интерактивные методики, которые могут применяться в ходе
занятий в школах, гимназиях, лицеях и т.п.
В результате прохождения курса обучающиеся
Будут иметь представление:
- об основных теоретических подходах к
понятию «толерантность», его месте в системе гражданских ценностей;
- об основных понятиях, связанные с
проявлениями нетерпимости: «нацизм», «ксенофобия», «дискриминация», «геноцид»,
«расизм» и т.д.;
- о механизмах
происхождения стереотипов и предрассудков и их роли в возникновении нетерпимости;
- о мировом опыте
общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму;
- об особенностях
формирования ценностей толерантности в подростковом возрасте;
- об основных путях выхода
из конфликтов.
Будут в состоянии:
- вырабатывать собственное
мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте занятий по воспитанию
толерантности в урочной и внеурочной деятельности;
-
отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие
взгляды;
- находить конструктивные
пути выхода из конфликтных ситуаций;
- распознавать стереотипы и
предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации,
предоставленной СМИ;
- применять активные и
интерактивные методы и приемы обучения, аналогичные предложенным,
в различных видах педагогической деятельности и анализировать цели и
возможности их применения;
- диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников.
Смогут использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осуществления конструктивного взаимодействия людей
с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
- сознательного взаимодействия с социальными
институтами;
- ориентации в актуальных общественных событиях и
процессах;
- выработки собственной гражданской позиции;
- нравственной оценки социального поведения людей.
Представленная программа рассчитана на 24
часа и состоит из трех проблемных блоков.
Основная задача первого блока - ознакомление
с понятием «толерантность», дифференциация понятий толерантности и терпимости.
Иными словами, его цель договориться об основных понятиях, на которых будет
выстраиваться весь курс. Также в этом блоке представлены основные
педагогические принципы заложенные в курс.
Во втором блоке рассматриваются различные
ситуации проявления нетерпимости в общественной жизни.
Третий блок посвящен рассмотрению проблем
противостояния нетерпимости. Здесь же большое внимание уделяется организации деятельности
учащихся по развитию способностей к самоанализу, самопознанию, навыков ведения
позитивного диалога с окружающими и самим собой. Также учителя смогут
определить место воспитания толерантности в системе педагогического процесса в
своей деятельности и в деятельности школы.
Кроме того, в программе отводится время на
вводное и итоговое занятия.
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ
Роль ценностей
толерантности в общей «картине мира» личности. Возможности педагогического
влияния на развитие ценностей толерантности. Опыт воспитания толерантности в
России и Пермской области. Курс «Уроки толерантности» в средней школе.
Соответствие курса федеральному и региональному компоненту примерного государственного
стандарта в области образования. Гражданское образование в системе учебной и внеучебной работы ОУ. Учебно-методическая и справочная
литература по гражданскому образованию.
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Философское понимание
толерантности. «Толерантность» и «терпимость».
Западное и восточное понимание толерантности.
Индивидуальность. Отличия
людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. Основные методические
принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика в
создании условий формирования и развития толерантности у воспитанников. Деятельностный подход. Вариативность в обучении основам толерантного
поведения.
ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ
Большинство и меньшинство.
Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе.
Религиозные, национальные и другие меньшинства. Богатые и бедные. Теория
справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство
«возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. Инвалиды и здоровые люди.
Понятие «инвалид». Могут ли здоровые люди и люди с ограниченными возможностями
иметь равные права. Нетерпимость по отношению к
инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли,
совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного
общества. Нетерпимость к асоциальным
группам. Проблема людей без определенного места жительства. Мировой опыт борьбы
с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни. Проблемы межнациональных
отношений. Понятия «расизм», «нацизм», «национализм», «патриотизм». Защита от
дискриминации. Столица и провинция.
«Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Отцы и дети. Взрослые и
дети: причины непонимания. Социализация личности. Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.
Я И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВОКРУГ МЕНЯ. ВОСПИТАНИЕ
ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.
Черты толерантной личности.
Адекватная самооценка как основа для формирования толерантной личности. Приемы
формирования у учащихся адекватной самооценки. Стереотипы и предрассудки:
причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании
предрассудков и стереотипов. «Образ врага» как устойчивый стереотип. Как противостоять
нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с
проявлениями нетерпимости. Гражданская активность.
Организация гражданской акции. Общественные
организации их роль в жизни общества. Коллективные формы
взаимодействия при воспитании ценностей толерантности. Роль коллектива в
воспитании толерантности. Личное принятие ценностей толерантности каждым членом
коллектива. Декларация принципов
толерантности. Система международного права и ценности толерантности. Всеобщая
декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Горячие точки планеты.
Глобальные проблемы человечества. Пути выхода из международных конфликтов.
Проявления нетерпимости и толерантности в России и в регионе. Диагностика сформированности ценностей толерантности у школьников.
Основные принципы диагностики. Оценки и отметки на урочных занятиях,
посвященных толерантности. Воспитание толерантности в
деятельности педагога и в деятельности школы.
Тематическое
планирование
24 часа
Темы
|
Проблемы
|
Формы работы
|
|
Курс
«уроки толерантности» в средней школе. Соответствие федеральному и региональному
компоненту примерного государственного стандарта в области образования.
Гражданское образование в системе воспитательной работы ОУ: внеклассной и
учебной.
|
Лекция
|
|
|
2.
1. Толерантность как понятие
|
Философское
понимание толерантности. «Толерантность» и
«терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство.
Чувство собственного достоинства.
|
Работа
с карточками. Мозговой штурм.
|
2.2. Педагогические основы воспитания толерантности.
|
Основные
методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная
педагогика. Деятельностный подход.
|
Лекция
|
|
|
3.1. Большинство и меньшинство.
|
Большинство
и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом
обществе.
Меньшинства:
религиозные, национальные.
|
Ролевая
игра «Блондины и брюнеты».
Упражнение
«Пустите меня в круг».
|
3.2.
Богатые и бедные.
|
Богатые
и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство
«возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения.
|
Ролевая
игра «Справедливое неравенство».
|
3.3.
Инвалиды и здоровые люди.
|
Инвалиды
и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с
ограниченными возможностями иметь равные права.
|
Упражнение
«Эмпатия».
Упражнение
«Слепой, глухой, парализованный».
|
3.4.
Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.
|
Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести
религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества.
|
Деловая
игра «Сокращение отпуска»
|
3.5.
Нетерпимость к асоциальным группам.
|
Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи
– социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт
борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни.
|
Дискуссия
(микрофон по кругу).
|
3.6.
Проблемы межнациональных отношений.
|
Проблемы межнациональных отношений.
Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от
дискриминации.
|
Упражнение
«Национальности вокруг нас».
«Паутина
национального конфликта».
|
3.7.
Столица и провинция.
|
Столица
и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и
Россия. Пермь: столица или провинция?
|
Дискуссия.
|
3.8.
Отцы и дети.
|
Взрослые
и дети: причины непонимания.
Социализация
личности в семье и вне ее.
|
Упражнение
«Шкала
отношений».
Упражнение
«Кто
есть кто?».
Ролевая
игра «Семейные проблемы».
|
3.9.
Мужчины и женщины.
|
Мужчины
и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.
|
Дискуссия
по группам.
|
|
|
4.1.
Стереотипы и предрассудки (2 часа)
|
Стереотипы и предрассудки: причины их
возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов.
|
Работа
с текстом.
Групповая
работа.
|
«Образ
врага» – как один из самых устойчивых стереотипов.
|
Упражнение
«Портрет».
|
4.2.
Как противостоять нетерпимости (2 часа)
|
Как
противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства
в борьбе с проявлениями нетерпимости.
|
Проектирование
гражданской акции
|
Гражданская
активность.
|
Реализация
гражданской акции
|
4.3.
Декларация принципов толерантности.
|
Декларация
принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности.
|
Инсценировка
статей Декларации
|
4.4.
Насколько я толерантная личность (2 часа)
|
Черты
толерантной личности. Самоанализ и самоопределение в деятельности учителя как
важный фактор в воспитании толерантности.
|
Упражнение «Черты толерантной
личности».
|
Толерантность
как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо
для человека и общества.
|
Работа
с текстом.
|
4.5.
Толерантность вокруг меня (2 часа).
|
Международные
конфликты. Проявления нетерпимости и толерантность в России и Пермском крае.
Основы конфликтологии. Простейшие пути выхода из
конфликтов.
|
Ролевая
игра «конфликтная ситуация»
|
Диагностика
сформированности толерантности у школьников.
|
Групповая разработка критериев мониторинга толерантности
в образовательной среде школы.
|
4.6.
Воспитание толерантности у школьников в педагогической деятельности (2 часа).
|
Определение места воспитания толерантности
учащихся в деятельности педагога и в деятельности школы.
|
Подготовка
минипроектов «Воспитание толерантности в моей педагогической
деятельности».
|
|
Защита
минипроектов.
|
5.
Подведение итогов.
|
Оценка
курса
|
Рефлексия,
анкетирование
|
Список литературы
Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000.
Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах
понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.
М., 2001. С. 8-18.
Агеев В. С.
Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Джуринский
А.Н. Поликультурное образование в современном мире. М., 2002.
Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М., 1997.
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в
общественном сознании России. М., 1998.
Бондырева С.К.
Колесов Д.В. Толерантность Введение в проблему. М., 2003.
На пути к
толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов.
– М., 2000
Нетерпимость
в России / под ред. Г. Витковской,
А. Малашенко. М., 1999.
Нетерпимость
и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-5. М., 2000-2001.
Первые шаги.
Лондон, 1997.
Права ребенка
и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие
для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.
Права
человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.
Преподавание
прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000.
Солдатова
Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова
О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.,
2000.
Толерантность
– мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону,
2002.
Толерантность
в общественном сознании России. М., 1998.
Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
Уроки прав
человека. Пермь, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.
|