На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Обучение правам человека / Для педагогов

Д.П.Поносов

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Курс «Формирование основ толерантного поведения в школе» вряд ли стоит воспринимать как учебную дисциплину, подобную математике, истории и т.д. Он задуман таким образом, чтобы разработанные занятия можно было проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Поэтому программа составлена так, что ее можно представить не только в виде в элективного курса. Методические разработки отдельных занятий можно включать в курсы инвариантной части федерального базисного плана (обществознание, право и т.д.). Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий, что, несомненно, представляет интерес для школьных психологов, социальных педагогов и классных руководителей.
Цель курса: Сформировать теоретические и методические основы для проведения занятий по воспитанию толерантности с учащимися старших классов образовательных учреждений.
Задачи:
- сформировать представления о понятии «толерантность»;
- раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности в воспитании толерантного сознания у школьников;
- создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами воспитания ценностей толерантности у школьников;
- создать условия для осознания важности воспитания толерантности педагогами и для определения ими своего места в воспитании ценностей толерантности в целостном педагогическом процессе.

Курс ориентирован на практическое применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в привычной для многих форме лекций. Большая часть занятий выстраивается таким образом, чтобы участники обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) апробировали на себе активные и интерактивные методики, которые могут применяться в ходе занятий в школах, гимназиях, лицеях и т.п.

В результате прохождения курса обучающиеся
Будут иметь представление:
- об основных теоретических подходах к понятию «толерантность», его месте в системе гражданских ценностей;
- об основных понятиях, связанные с проявлениями нетерпимости: «нацизм», «ксенофобия», «дискриминация», «геноцид», «расизм» и т.д.;
- о механизмах происхождения стереотипов и предрассудков и их роли в возникновении нетерпимости;
- о мировом опыте общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму;
- об особенностях формирования ценностей толерантности в подростковом возрасте;
- об основных путях выхода из конфликтов.

Будут в состоянии:
- вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности;
- отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
- находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;
- распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ;
- применять активные и интерактивные методы и приемы обучения, аналогичные предложенным, в различных видах педагогической деятельности и анализировать цели и возможности их применения;
- диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников.

Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
- сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- выработки собственной гражданской позиции;
- нравственной оценки социального поведения людей.

Представленная программа рассчитана на 24 часа и состоит из трех проблемных блоков.
Основная задача первого блока - ознакомление с понятием «толерантность», дифференциация понятий толерантности и терпимости. Иными словами, его цель договориться об основных понятиях, на которых будет выстраиваться весь курс. Также в этом блоке представлены основные педагогические принципы заложенные в курс.
Во втором блоке рассматриваются различные ситуации проявления нетерпимости в общественной жизни.
Третий блок посвящен рассмотрению проблем противостояния нетерпимости. Здесь же большое внимание уделяется организации деятельности учащихся по развитию способностей к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой. Также учителя смогут определить место воспитания толерантности в системе педагогического процесса в своей деятельности и в деятельности школы.
Кроме того, в программе отводится время на вводное и итоговое занятия.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ
Роль ценностей толерантности в общей «картине мира» личности. Возможности педагогического влияния на развитие ценностей толерантности. Опыт воспитания толерантности в России и Пермской области. Курс «Уроки толерантности» в средней школе. Соответствие курса федеральному и региональному компоненту примерного государственного стандарта в области образования. Гражданское образование в системе учебной и внеучебной работы ОУ. Учебно-методическая и справочная литература по гражданскому образованию.
 

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость».  Западное и восточное понимание толерантности.
Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. Основные методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика в создании условий формирования и развития толерантности у воспитанников. Деятельностный подход. Вариативность в обучении основам толерантного поведения.

 ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ

Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе. Религиозные, национальные и другие меньшинства. Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества. Нетерпимость к асоциальным группам. Проблема людей без определенного места жительства. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни. Проблемы межнациональных отношений. Понятия «расизм», «нацизм», «национализм», «патриотизм». Защита от дискриминации. Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Отцы и дети. Взрослые и дети: причины непонимания. Социализация личности. Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.  

Я И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВОКРУГ МЕНЯ. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

Черты толерантной личности. Адекватная самооценка как основа для формирования толерантной личности. Приемы формирования у учащихся адекватной самооценки. Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов. «Образ врага» как устойчивый стереотип. Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости. Гражданская активность. Организация гражданской акции.  Общественные организации их роль в жизни общества. Коллективные формы взаимодействия при воспитании ценностей толерантности. Роль коллектива в воспитании толерантности. Личное принятие ценностей толерантности каждым членом коллектива.  Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Горячие точки планеты. Глобальные проблемы человечества. Пути выхода из международных конфликтов. Проявления нетерпимости и толерантности в России и в регионе. Диагностика сформированности ценностей толерантности у школьников. Основные принципы диагностики. Оценки и отметки на урочных занятиях, посвященных толерантности.  Воспитание толерантности в деятельности педагога и в деятельности школы.

Тематическое планирование
24 часа

Темы

Проблемы

Формы работы

1. Вводное занятие

Курс «уроки толерантности» в средней школе. Соответствие федеральному и региональному компоненту примерного государственного стандарта в области образования. Гражданское образование в системе воспитательной работы ОУ: внеклассной и учебной.

Лекция

2. Понятие толерантности (3 часа)

 

2. 1.  Толерантность как понятие

Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства.

Работа с карточками. Мозговой штурм.

2.2. Педагогические основы воспитания толерантности.

Основные методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика. Деятельностный подход.

Лекция

3. Проявления нетерпимости (9 часов)

 

 3.1. Большинство и меньшинство.

Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе.

Меньшинства: религиозные, национальные.

 

Ролевая игра «Блондины и брюнеты».

Упражнение «Пустите меня в круг».

3.2. Богатые и бедные.

Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения.

Ролевая игра «Справедливое неравенство».

3.3. Инвалиды и здоровые люди.

Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права.

 

Упражнение «Эмпатия».

Упражнение «Слепой, глухой, парализованный».

3.4. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.

Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества.

 

Деловая игра «Сокращение отпуска»

3.5. Нетерпимость к асоциальным группам.

Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни.

 

Дискуссия (микрофон по кругу).

3.6. Проблемы межнациональных отношений.

Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации.

 

Упражнение «Национальности вокруг нас».

«Паутина национального конфликта».

3.7. Столица и провинция.

Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и Россия. Пермь: столица или провинция?

Дискуссия.

3.8. Отцы и дети.

Взрослые и дети: причины непонимания.

Социализация личности в семье и вне ее.

 

Упражнение

«Шкала отношений».

Упражнение

«Кто есть кто?».

Ролевая игра «Семейные проблемы».

3.9. Мужчины и женщины.

 

Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.

 

Дискуссия по группам.

4. Я и толерантность вокруг меня. Воспитание толерантности в школьной образовательной среде (10 часов)

 

4.1. Стереотипы и предрассудки (2 часа)

Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов.

Работа с текстом.

Групповая работа.

 

«Образ врага» – как один из самых устойчивых стереотипов.

Упражнение «Портрет».

4.2. Как противостоять нетерпимости (2 часа)

Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости.

Проектирование гражданской акции

Гражданская активность.

Реализация гражданской акции

4.3. Декларация принципов толерантности.

Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности.

Инсценировка статей Декларации

4.4. Насколько я толерантная личность (2 часа)

Черты толерантной личности. Самоанализ и самоопределение в деятельности учителя как важный фактор в воспитании толерантности.

Упражнение «Черты толерантной личности».

Толерантность как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо для человека и общества.

Работа с текстом.

4.5. Толерантность вокруг меня (2 часа).

Международные конфликты. Проявления нетерпимости и толерантность в России и Пермском крае. Основы конфликтологии. Простейшие пути выхода из конфликтов.

Ролевая игра «конфликтная ситуация»

Диагностика сформированности толерантности у школьников.

 

Групповая разработка критериев мониторинга толерантности в образовательной среде школы.

4.6. Воспитание толерантности у школьников в педагогической деятельности (2 часа).

Определение места воспитания толерантности учащихся в деятельности педагога и в деятельности школы.

 

Подготовка минипроектов «Воспитание толерантности в моей педагогической деятельности».

 

Защита минипроектов.

5. Подведение итогов.

Оценка курса

Рефлексия, анкетирование

 

Список литературы

Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000.
Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. С. 8-18.
Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Джуринский А.Н. Поликультурное образование в современном мире. М., 2002.
Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М., 1997.
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность Введение в проблему. М., 2003.
На пути к толерантному сознанию/ Отвед. А.Г.Асмолов. – М., 2000
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-
5. М., 2000-2001.
Первые шаги. Лондон, 1997.
Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.
Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т.
1. М., 2000.
Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.
Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
Уроки прав человека. Пермь, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.

Обучение правам человека / Для педагогов
На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz