П.В.Миков
УЧАСТНИКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРАВОВОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ: ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В современном мире право на
образование рассматривается как одно из
фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на
образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе
с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией
о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать
право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на
непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни
человека. Большую часть своего детства ребенок
проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе – опыт
дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому
достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости, во
многом зависит его успешность в социуме. К сожалению, итоги мониторинга
соблюдения прав человека в школах Пермской области, проведенного Центром
гражданского образования и прав человека в 2003-2004 и 2004-2005 уч. годах, выявили правовую неграмотность, непонимание
современных правовых реалий не только рядовых учителей, но и административных
работников общеобразовательных учреждений. В связи с этим возникает
необходимость в организации специального обучения руководителей образовательных
учреждений.
Цель курса: формирование у
руководителей ОУ знаний и умений в сфере прав человека, адекватных современному
правовому образовательному пространству.
Задачи:
- освоение руководителями ОУ основ
нормативно-правовой базы, регулирующей образовательные отношения в
общеобразовательном учреждении;
- формирование у руководителей ОУ
представлений о содержании основных прав человека и правах участников
образовательного процесса, о механизмах их защиты и подходах к обучению правам
человека;
- создать условия для овладения умениями
решения задач управления ОУ на основе уважения прав участников образовательного
процесса;
- создание условий для осознания важности
создания толерантного уклада школьной жизни.
Слушатели, прошедшие обучение по программе, должны:
иметь представление:
- об основах государственной
политики и права в области образования;
- об основных принципах формирования
нормативно-правового обеспечения образования;
знать:
- основные международные и
российские нормативно-правовые акты в области образования;
- основные положения Конвенции о
правах ребенка и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- основные права участников
образовательного процесса, формы их правовой защиты;
уметь:
- использовать полученные знания в
образовательной практике;
- решать задачи управления ОУ на
основе уважения прав участников образовательного процесса;
- использовать полученные знания для
оказания практической правовой помощи участникам образовательного процесса;
стремиться:
- к критическому анализу правового
пространства и уклада жизни собственного ОУ;
- к максимальному обеспечению прав
человека и недопущению нарушений в ОУ;
- к созданию в
школе демократической, толерантной среды, проникнутой уважением к правам и
свободам участников образовательного процесса.
Содержание программы
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Понятие
«права человека». Человек и власть. Права человека как обязанность власти.
Достоинство человека – основа его прав и свобод. Классификация прав человека.
Место права на образование в системе прав и свобод. Право на образование как
естественное, универсальное, неотчуждаемое право каждого человека.
ПРАВО НА
ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ
Право
и права человека. Разные значения понимания «право». Моральные, естественные и
позитивные права. Система нормативно-правовых актов гарантирующих право на
образование. Международные гарантии права на образование (Всеобщая декларация
прав человека, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных
правах, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о
правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных
свобод). Конституционные гарантии и нормативно-правовые акты Российской
Федерации, регулирующие право на образование (ФЗ «Об образовании», Закон
Пермской области «Об образовании в Пермской области», Типовое положение об
общеобразовательном учреждении в Российской Федерации и др.). Устав
образовательного учреждения: возможности закрепления прав участников
образовательного процесса и механизмов их реализации в ОУ. Локальное
нормотворчество.
ПРАВОВОЙ
СТАТУС УЧАЩЕГОСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Учащийся
как субъект образовательных отношений. Возникновение, изменение, прекращение
образовательных отношений с учащимся. Соотношение прав человека, прав ребенка с
правами и обязанностями учащихся. Права и свободы учащихся. Закрепление в ФЗ
«Об образовании» основных (конституционных) прав и свобод. Права и свободы
учащихся, связанные с получением образования. Социальные гарантии, защита и
охрана здоровья учащихся. Обязанности и ответственность учащихся. Проблемы
привлечения к ответственности учащихся за нарушение Устава ОУ.
ПРАВОВОЙ
СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
Родители
учащихся как субъекты образовательного процесса. Права, обязанности и
ответственность родителей в образовательном процессе.
Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением и
право родителей участвовать в управлении школой. Формы и механизмы участия
родителей в управлении ОУ.
ПРАВОВОЙ
СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Педагогические
и иные работники школы. Педагогические работники как субъекты образовательных
отношений. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений между ОУ и
педагогическим работником. Академические права и свободы педагогов. Особенности
регулирования трудовых отношений педагогических работников. Социальные гарантии
педагогическим работникам. Обязанности и ответственность педагогических
работников.
ИНСТИТУТЫ
И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Права
человека и дисциплина в образовательном учреждении. Процедура рассмотрения и
разрешения конфликтных ситуаций в ОУ. Соблюдение принципа конфиденциальности
при рассмотрении в ОУ конфликтной ситуации. Формальные институты и механизмы
защиты прав участников образовательного процесса в ОУ, их закрепление в Уставе.
Школьные альтернативные (общественные) институты защиты прав и их формы
(Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, Суд Чести,
Совет Справедливых, Служба примирения и др.). Проблемы становления и
деятельности в ОУ альтернативных служб защиты прав участников образовательного
процесса.
МОНИТОРИНГ ПРАВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Необходимость изучения
проблемы соблюдения прав участников образовательного процесса и действий по
изменению сложившейся ситуации. Методологические подходы, сферы для
правозащитного мониторинга в школьном укладе жизни. Методика проведения
школьного правозащитного мониторинга.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Система органов
государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав и
свобод человека, охране прав ребенка. Межведомственное взаимодействие по защите
прав и свобод участников образовательного процесса. Общественные организации и
их роль, возможности в защите прав и свобод.
Тематическое планирование
36 часов
Тема
|
Проблемы
|
Формы работы
|
1. Право на образование в системе прав и свобод
человека (2 часа).
|
1. Понятия «права человека», «человеческое достоинство»,
«образование», «право на образование».
2. Система прав и свобод человека, место в ней
права на образование.
|
Лекция.
Эвристическая беседа.
Упражнение «Классификация прав и свобод».
|
2. Право на образование: международные и российские
стандарты (8 часов).
|
1. Система нормативно-правовых актов, гарантирующих право
на образование.
2. Устав образовательного учреждения
3. Нормотворчество ОУ
|
Лекция.
Анализ Уставов ОУ.
Упражнение «Создание Конституции школы».
|
3.Правовой статус учащегося общеобразовательного
учреждения (8 часов).
|
1. Возникновение, изменение и прекращение правового
статуса учащегося
2. Соотношение прав человека и прав учащихся
3. Права и свободы учащихся
4. Социальные гарантии в получении образования
учащимися
5. Обязанности и ответственность учащихся
|
Лекция.
Изучение примеров.
Просмотр и обсуждение фильмов.
Оксфордские дебаты “Расширение свобод учащихся”.
|
4.Правовой статус родителей учащихся (4 часа).
|
1. Права, обязанности и ответственность родителей.
2. Участие родителей в управлении ОУ.
|
Лекция.
Родительское собрание по правам ребенка.
|
5.Правовой статус педагогических и иных
работников общеобразовательного учреждения (4 часа).
|
1. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений с
педагогическими и иными работниками ОУ.
2. Академические права и свободы педагогических работников.
3. Право на труд и социальные гарантии педагогических
работников.
4. Обязанности и ответственность педагогических
работников.
|
Лекция.
Изучение примеров.
Упражнение «Трудовой договор».
|
6.Институты и механизмы защиты прав участников
образовательного процесса
(4 часа).
|
1. Права человека и дисциплина в ОУ.
2. Защита прав в ОУ через официальные органы
управления школой, образованием.
3. Школьные общественные институты защиты прав
(Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, Совет
справедливых, Суд Чести, Школьная служба примирения и т.п.).
|
Лекция.
Деловая игра “Защити свои права”.
Моделирование.
|
7.Мониторинг прав соблюдения прав участников образовательного
процесса
(2 часа).
|
1. Проблемы соблюдения и обеспечения прав участников образовательного
процесса в ОУ.
2. Методика мониторинга соблюдения прав человека
в ОУ.
|
Метаплан.
Мультимедийная презентация итогов мониторинга
соблюдения прав человека в школах Пермской области.
|
8.Взаимодействие школьных институтов по защите
прав участников образовательного процесса с общественными организациями, органами
государственной власти и местного самоуправления
(4 часа).
|
1. Наилучшее обеспечение прав ребенка.
2. Межведомственное взаимодействие по охране и
защите прав детей.
3. Сотрудничество ОУ с общественными организациями.
|
Лекция.
Круглый
стол.
|
Нормативно-правовые акты
Всеобщая декларация прав человека.
Международный Пакт об экономических, социальных и
культурных правах.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области
образования.
Конвенция о правах ребенка.
Европейская Конвенция о защите прав человека и
основных свобод.
Конвенция МОТ № 29 о принудительном и обязательном
труде.
Рекомендации
о положении учителей от 05. 10. 1966
г.
Стратегия ЮНЕСКО по правам человека.
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
в Российской Федерации.
Закон Пермской области «Об образовании в Пермской
области».
Закон Пермской области «Об областной целевой
программе «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы».
Закон Пермской области «Об обращениях граждан в
органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермской области».
Решение коллегии департамента образования и науки
администрации Пермской области от 27.06. 2001 года «О реализации права граждан
на получение общего образования в Пермской области».
Литература
Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»
/ Отв. ред. В.И. Шкатулла. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
Комментарий к Трудовому Кодексу Российской
Федерации / Ю.Н. Коршунов, М.И. Кучма, Б.А. Шеломов. М., 2002.
Миков П.В., Суслов А.Б. Права
человека в школах Пермской области. Итоговый отчет о проведении мониторинга.
Пермь, 2004.
Новицкий М. Правила игры // Перекресток, № 2, 2004
Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе
(в помощь педагогическим работникам) / Сост. Миков
П.В., Русакова Н.А. Пермь, 2003.
Образовательное законодательство: Сб. нормат.-правовых актов и документов:
в 3 ч. Ч. 2,3 / Сост. Д.А. Ягофаров. Екатеринбург,
2001.
Пешкова Н.С., Карклина О.А. Ваше право, родители
(вопросы и ответы). СПб., 2005.
Права Вашего ребенка (в помощь родителям) / Сост. Русакова Н.А., Миков П.В. –
Пермь, 2003.
Права ребенка: взаимодействие семьи и школы.
Областное родительское собрание по правам детей: методические рекомендации.
Пермь, 2003.
Права человека: Сб. международных документов/ Сост. Миков П.В., Суслов А.Б.
Пермь, 2003.
Сырых В.М. Образовательное право
как отрасль Российского права. М., 2000.
Сырых В.М. Введение в теорию
образовательного права. М., 2002.
Федеральные законы об образовании и правах ребенка
с комментариями / Сост. Е.П. Педчак.
Ростов н/Д., 2002.
Шкатулла В.И. Образовательное право:
учебник для вузов. М., 2001.
Борисенко О.Г. Права ребенка в образовательных
учреждениях; Соколова А. Педагогическое рукоприкладство; Дедов В. Прослушали…;
Учителю дали год // Личное дело. Ежемесячное издание Пермской гражданской
палаты и Пермского регионального правозащитного центра, 2003-2004.