|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.А.Русакова
«Социальный педагог» относительно новая
специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в
принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые
концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского
образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании
правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия. В результате освоения курса обучающиеся
должны
иметь представление:об основных нормативно-правовыми документах в области прав человека, прав ребенка; о современных концепциях прав человека; международных и российских стандартах в данной области; принципах защиты прав человека на международном и российском уровне; о государственных гарантиями прав граждан; о правах, обязанностях и ответственности участников социально-педагогического взаимодействия; о специфике социально-педагогической деятельности по защите различных категорий детей; о методологии, содержании и методах обучения в области гражданского образования; знать: уметь: Содержание программы Обеспечение прав ребенка как
общечеловеческий приоритет. Социальная
инфраструктура Российской федерации в области прав ребенка. ДЕТСТВО. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Гуманизация пространства детства
«Воспитательная деятельность» в
контексте философских теорий. Характеристики воспитательной деятельности
педагога: ценности, цели, приоритеты, функции. Содержание воспитательной
деятельности педагога как фактор гуманизации
пространства детства. Создание условий самореализации ребенка как цель и
результат воспитания. Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение
их в творчество как средство гуманистического воспитания. Обеспечение чувства
защищенности ребенка в детско-взрослом сообществе. Ребенок в педагогической теории. Исторический
контекст. Феномен детства: исторический, социальный и правовой
аспекты. Права ребенка: исторический экскурс. Современные концепции воспитания. ПРАВА РЕБЕНКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ
СТАНДАРТЫ Права ребенка как составляющая прав человека. Концепция прав человека: прошлое и
настоящее. Понятие прав человека. Права человека и
правовой статус личности. Основания прав человека: достоинство человека – фундаментальная
основа его прав и свобод; гуманизм; свобода, отличие от вседозволенности,
границы свободы; свобода как право выбора и ответственность за этот выбор;
равенство прав и возможностей; справедливость и равенство; дискриминация и ее виды. Естественные и позитивные права
человека. Основные права человека. Система прав и свобод человека; личные
(гражданские права); политические права; экономические, социальные и культурные
права. Отличие прав ребенка от прав взрослых. Современное понимание прав
ребенка. Международные стандарты в области прав человека, прав ребенка. Понятие
«ребенок» в международном праве. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах
ребенка. ПРАВА РЕБЕНКА. ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО
Российские стандарты в области прав ребенка. Понятие «ребенок» в российском
законодательстве. Права ребенка и особенности отечественного отраслевого
законодательства. Правовое регулирование положения детей. Правовые коллизии.
Развитие семейной политики в Российской Федерации. Основные права детей
в различных сферах. Права ребенка в семье. Права
ребенка в образовании. Права ребенка в обществе. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА
Механизмы защиты прав человека. Возможности и механизмы защиты прав
человека. Правозащитные методики и технологии. Конфликт прав. Международная защита прав человека.
Защита прав человека с помощью механизмов ООН. Европейская система защиты прав
человека. Защита прав ребенка. Защита прав ребенка в форме лишения
родительских прав. Судебная защита прав ребенка. Защита интересов семьи и прав
несовершеннолетних. Восстановление в родительских правах. Ответственность педагогических работников. Правозащитное движение в области прав
ребенка: международный и российский уровень. Деятельность общественных
организаций Прикамья. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
Основные проблемы обеспечения прав различных
категорий детей Защита различных категорий
детей: дети, лишенные родительского попечения (дети-сироты, социальные сироты);
дети-правонарушители, дети-инвалиды, дети, имеющие особенности в развитии,
одаренные дети, дети из семей-беженцев, др. «Дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации», «дети, находящиеся в социально-опасном положении». Ювенальная
юстиция. Определение границ профилактической
деятельности. Профилактика отклонений в детско-подростковой среде. Правовое
обоснование профилактической деятельности с детьми. Положение о совете по
профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. Реформирование системы профилактики социального
сиротства в Пермской области. Роль педагогических работников в защите
детства. Что
значит защитить воспитанника. Организация замещающей заботы в отношении детей,
нуждающихся в государственной защите.
Модели замещающей семейной заботы в
отношении детей, лишенных родительского попечения: непрофессиональные и
профессиональные замещающие семьи. Формы жизнеустройства ребенка: опека и попечительство; усыновление (удочерение); приемная семья
(промежуточные формы жизнеустройства ребенка, обеспечивающие развитие патроната
в России - патронатная семья,
семейно-воспитательная группа). Организация жизнедеятельности ребенка,
лишенного родительского попечения в
детских домах и школах-интернатах.
Социально-педагогическая деятельность и
обеспечение прав ребенка Социально-педагогическая деятельность в
области защиты прав ребенка на воспитание в семье, на образование, на развитие
способностей ребенка, на охрану здоровья. Восстановительные технологии. Участие социального педагога: в
разрешении споров о воспитании детей, в ситуации жестокого обращения с
ребенком; в ситуации вовлечения ребенка
родителями или другими взрослыми в преступную деятельность. Защита имущественных прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних на
участие в трудовой деятельности. Защита детей-правонарушителей в следственных
мероприятиях и судопроизводстве. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Гражданское образование.
Образование в области прав человека, прав ребенка как
неотъемлемая составляющая гражданского образования. Организация
системной, эффективной работы по реализации прав детей в образовании.
Правосознание, правовая культура и правовое
воспитание. Организация правового просвещения детей и взрослых Внедрение новых образовательных
технологий в массовую практику отечественной школы. Основные подходы к
осуществлению гражданско-правового образования в школе. Создание условий для
усвоения учащимися специальных знаний, формирования умений и навыков,
приобретения ими позитивного социального опыта, а также развития у них базовых
социальных компетентностей. Тематическое планирование
Нормативно-правовые
документы
Международная
защита прав и интересов ребенка. М., 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей \\ Семья, 1990, №42. Сборник нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних \ Сост.: Г.П.Лебедева, Т.Г.Кель; департамент образования Перм. обл. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003. Тафинцева Е.Р. Защита прав несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения. Сборник нормативно-правовых документов. Пермь: Цито-пресс (Проф. лицей №1), 2001. Областная целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы. Права человека: Сборник международных документов. Варшава, 2001. Права человека: Сборник международных документов. М.,1998. Основная
литература
Права
человека: итоги века, тенденции, перспективы \ Под общ.
ред. чл.-корр.
РАН Е.А. Лукашевой. – М.: Издательство НОРМА, 2002.Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. М.: Московская школа прав человека, 2000. Общая теория прав человека. М., 1996. Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004. Защита прав ребенка: СПб. док. Пермь, 1992. Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних: Сборник научных статей\ под ред. М.В.Немытиной. Самара: Из-во «Самарский университет», 2000. Т.В.Болотина Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. Казань, 2003. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания \ Ред.Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова. М.- Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1998 Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2000. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн.заведений \ Под ред. В.А.Сласткнина.- М., 2000. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. Газман О.С. Гуманизм и свобода \\ Гуманизация воспмиания в современных условиях. М., 1995. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы \\ Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе \\ Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., 1993. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 1995. Лебедева О., Майоров А., Золотухина В. Права детей \\ Народное образование. 2000. №8-9; 2001. №2, 5. Валеева Р.А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа и общество. М., 1992. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. М., 2004. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 1997. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. \ Под ред. Н.Л.Селивановой \ М.:Педагогическое общество России, 2001. Реализация прав ребенка: возможности демократического школьного климата: Сборник учебно-методических материалов \ Сост.: Н.С.Вощенкова, П.П. Симоненко; Отв. ред. Т.В.Болотина. – М.: АПК и ПРО, 2003. Специальная
литература
Лодкина
Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.
пособ. для студ. высш. учебн. завед.
М.: Издательский центр «Академия», 2003.Организационная социально-педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: МИОО, 2004. П.В.Миков, Н.А.Русакова Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. Пермь: «Книжный мир», 2004. П.В.Миков, Н.А.Русакова Права вашего ребенка. Пермь: «Книжный мир», 2004. Русакова Н.А. Социальный педагог и права ребенка. Пермь, 2003. Простые ответы на трудные вопросы (в помощь подростку). Составитель Н.А.Русакова. Пермь, 2002. Простые ответы на трудные вопросы (в помощь родителю). Составитель Н.А.Русакова. Пермь, 2002. Простые ответы на трудные вопросы (в помощь педагогу). Составитель Н.А.Русакова. Пермь, 2002. Бабушкин А.В. «Как подростку защитить свои права?»: Издательство «Сам себе адвокат», М., 1998. Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2003. Фролова Т. Социальный педагог: его предназначение и стратегия деятельности \\ Директор школы, 2002, №2. Неповиннова Л.М. Положение об уполномоченном по правам участников образовательного процесса \\ Классный руководитель, 2000, №7. Подобед С.О. Модель школьного самоуправления как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся \\ Классный руководитель, 2002, №8. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. Обобщение опыта работы подростково-молодежных клубов по месту жительства. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник \ под ред. Д.О.Тузова, А.С. Аракчеева. М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2005. Фисюк Л.В. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности: Учебное пособие \ Западно-Уральский институт экономики и права, Соликамский педагогический колледж им. А.П.Раменского. Пермь, 2004. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Книга для руководителя школы \ Под ред. Н.И.Элиасберг. СПб.: Спец.Лит, 2001. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. Организация внеурочной работы по праву \ Сборник статей. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. Права человека: Книга для чтения. 9-11 классы. Составители: А.Бочарова, И.Бочаров, Е.Гергерт, О.Игнатьева, Л.Камакаева, Н.Русакова, А.Суслов – Березники: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2001. Права человека: Методика преподавания в школе. 9-11 классы. Составители: И.Бочаров, П.Миков, О.Погонина, Т.Помадова, Н.Русакова, А.Суслов, А.Цуканов, 2004. Права человека в свободной стране \ Сост. Н.Элиасберг. СПб., 1996. Преподавание прав человека: Книга для учителя 6-8 классы. Т. 1- Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России: М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошк. образоват. учрежден.\ Т.Д.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева и др. М.: Просвещение, 2003. Информационно-методический сборник для специалистов, работающих с приемными семьями: Под ред. И.Г. Гусаровой: Самара, 1999. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума\\Педагогика. 2000, №7. Алиева Л.В Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика. М., 2002. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Педагогическое общество России, 2004. Комаров В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. Еговцева Н.Н. Игра в социально-педагогической деятельности. Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. Университета, 2004. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакты
Адрес: 614010, г.Пермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26 Тел./ факс: (342) 240-89-54 e-mail: civedu@perm.raid.ru |