На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Обучение правам человека / Для педагогов

Н.А.Русакова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.
Цель курса: формирование профессиональной компетенции социальных педагогов в сфере обеспечения прав ребенка.
Задачи:
- освоение социальными педагогами знаний в области прав человека, прав ребенка, а также правозащитных методик;
- подготовка их к формированию правовой компетенции детей и взрослых;
- создание условий для формирования личностной и методической готовности социальных педагогов к воспитанию субъектов социально-педагогического взаимодействия в области прав человека.

В результате освоения курса обучающиеся должны

иметь представление:
об основных нормативно-правовыми документах в области прав человека, прав ребенка;
о современных концепциях прав человека; международных и российских стандартах в данной области; принципах защиты прав человека на международном и российском уровне;
о государственных гарантиями прав граждан;
о правах, обязанностях и ответственности участников социально-педагогического взаимодействия;
о специфике социально-педагогической деятельности по защите различных категорий детей;
о методологии, содержании и методах обучения в области гражданского образования;

знать:
основные международные, российские и региональные документы, обеспечивающие реализацию прав детей;
роль социального педагога в реализацию прав детей;
основные положения «Конвенции о правах ребенка» и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

уметь:
применять нормативные документы в области прав ребенка в процессе решения практических задач;
планировать самостоятельную работу в рамках проблематики данного курса;
планировать и проектировать социально-педагогическую деятельность по воспитанию детей в области гражданского образования;
организовывать и осуществлять на практике различные формы правового просвещения детей и взрослых.
Программа курса составлена в объеме, необходимом для: освоения специалистами гуманистических основ современного образования и воспитания, осмысления ценности прав и свобод человека, прав ребенка в развивающемся гражданском обществе; определения роли и места законных представителей ребенка, специалистов защиты детства и педагогических работников в обеспечении прав и законных интересов ребенка.
Основными видами учебных занятий по курсу являются лекции, дискуссии, семинары-практикумы, деловые и ролевые игры.

Содержание программы

 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Обеспечение прав ребенка как общечеловеческий приоритет.  Социальная инфраструктура Российской федерации в области прав ребенка.
Актуальность образования, направленного на осознание того, что такое права человека, права ребенка, демократия, свобода, ответственность, толерантность. Психолого-педагогические условия реализации прав детей в семье, образовательных учреждениях, обществе.
Необходимость развития механизмов защиты прав детей, объединяющих усилия различных государственных и общественных структур.
 

ДЕТСТВО. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Гуманизация пространства детства

«Воспитательная деятельность» в контексте философских теорий. Характеристики воспитательной деятельности педагога: ценности, цели, приоритеты, функции. Содержание воспитательной деятельности педагога как фактор гуманизации пространства детства. Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитания. Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество как средство гуманистического воспитания. Обеспечение чувства защищенности ребенка в детско-взрослом сообществе.

Ребенок в педагогической теории. Исторический контекст.

Феномен детства: исторический, социальный и правовой аспекты. Права ребенка: исторический экскурс. Современные концепции воспитания.
Русские традиции восприятия феномена детства и культуры воспитания.
Решение социально-экономических проблем детей и молодежи в условиях системных изменений в российском обществе. Социальная адаптация детей в современном государстве.

ПРАВА РЕБЕНКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Права ребенка как составляющая прав человека.

Концепция прав человека: прошлое и настоящее.

Понятие прав человека. Права человека и правовой статус личности.

Основания прав человека: достоинство человека – фундаментальная основа его прав и свобод; гуманизм; свобода, отличие от вседозволенности, границы свободы; свобода как право выбора и ответственность за этот выбор; равенство прав и возможностей; справедливость и равенство; дискриминация и ее виды.                   

Естественные и позитивные права человека. Основные права человека. Система прав и свобод человека; личные (гражданские права); политические права; экономические, социальные и культурные права. 

Отличие прав ребенка от  прав взрослых. Современное понимание прав ребенка. Международные стандарты в области прав человека, прав ребенка. Понятие «ребенок» в международном праве. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. 

ПРАВА РЕБЕНКА. ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

Российские стандарты в области прав ребенка.

Понятие «ребенок» в российском законодательстве. Права ребенка и особенности отечественного отраслевого законодательства. Правовое регулирование положения детей. Правовые коллизии. Развитие семейной политики в Российской Федерации.

Основные права детей в различных сферах.

Права ребенка в семье. Права ребенка в образовании. Права ребенка в обществе. 

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

Механизмы защиты прав человека.

Возможности и механизмы защиты прав человека. Правозащитные методики и технологии. Конфликт прав.

Международная защита прав человека. Защита прав человека с помощью механизмов ООН. Европейская система защиты прав человека.
Права человека в современной России. Российские правозащитные организации. Пермские правозащитные организации и их роль в защите прав человека, прав детей.

Защита прав ребенка.

Защита прав ребенка в форме лишения родительских прав. Судебная защита прав ребенка. Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних. Восстановление в родительских правах.

Ответственность педагогических работников.

Правозащитное движение в области прав ребенка: международный и российский уровень. Деятельность общественных организаций Прикамья.

 

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

Основные проблемы обеспечения прав различных категорий детей

Защита различных категорий детей: дети, лишенные родительского попечения (дети-сироты, социальные сироты); дети-правонарушители, дети-инвалиды, дети, имеющие особенности в развитии, одаренные дети, дети из семей-беженцев, др.

«Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «дети, находящиеся в социально-опасном положении». Ювенальная юстиция.

 Определение границ профилактической деятельности. Профилактика отклонений в детско-подростковой среде. Правовое обоснование профилактической деятельности с детьми. Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области.

Роль педагогических работников в защите детства.

Что значит защитить воспитанника. Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия: права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего; права, обязанности и ответственность родителей; права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений; нормативные источники.

 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА

Организация замещающей заботы в отношении детей, нуждающихся в государственной защите.

Модели замещающей семейной заботы в отношении детей, лишенных родительского попечения: непрофессиональные и профессиональные замещающие семьи. Формы жизнеустройства ребенка: опека и попечительство;  усыновление (удочерение); приемная семья (промежуточные формы жизнеустройства ребенка, обеспечивающие развитие патроната в России -  патронатная семья, семейно-воспитательная группа). Организация жизнедеятельности ребенка, лишенного родительского попечения в  детских домах  и школах-интернатах.


Социально-педагогическая деятельность и обеспечение прав ребенка

Социально-педагогическая деятельность в области защиты прав ребенка на воспитание в семье, на образование, на развитие способностей ребенка, на охрану здоровья. Восстановительные технологии.

Участие социального педагога: в разрешении споров о воспитании детей, в ситуации жестокого обращения с ребенком;  в ситуации вовлечения ребенка родителями или другими взрослыми в преступную деятельность.

Защита имущественных прав несовершеннолетних.

Защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

 Защита детей-правонарушителей в следственных мероприятиях и судопроизводстве.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гражданское образование.

Образование в области прав человека, прав ребенка как неотъемлемая составляющая гражданского образования.
Введение в проблематику гражданского образования. Аспекты социального контекста, влияющие на развитие гражданского образования в России. Современные тенденции  гражданского образования. Модели гражданского образования.
Приоритеты современной государственной образовательной политики как цель обновления российского образования  и важнейшее условие решения задач его реформирования. Проблемы реализации и соблюдения прав ребенка в системе образования.

Организация системной, эффективной работы по реализации прав детей в образовании.

Правосознание, правовая культура и правовое воспитание.
Роль образования в развитии личности, общества государства.
Воспитание правосубъектности школьников. Воспитательный потенциал гражданского образования. Компоненты гражданско-правового образования. Формирование ключевых компетенций средствами гражданского образования.
Роль и позиция педагога в гражданском образовании. Толерантность детей и взрослых в образовательном процессе.

Организация правового просвещения детей и взрослых

Внедрение новых образовательных технологий в массовую практику отечественной школы. Основные подходы к осуществлению гражданско-правового образования в школе. Создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, формирования умений и навыков, приобретения ими позитивного социального опыта, а также развития у них базовых социальных компетентностей.
Системное правовое воспитание в школе. Комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное обучение и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды. Школа как субъект гражданского общества. Подготовка студентов - будущих социальных педагогов к формированию правовой компетентности учащихся. Личная и методическая готовность педагога к реализации гражданского образования. Освоение новых технологий обучения в области гражданского образования. Ученическое самоуправление и социальное проектирование. Детские, молодежные организации в образовании. Правозащитные методики в образовании: методики восстановления нарушенного права или интереса участников образовательного процесса; разрешение конфликтов. Разработка концептуальных основ и проектирование программ гражданского образования,  и их реализация в деятельности социального педагога.

Тематическое планирование
72 часа

Тема

Проблемы

Формы работы

1.Социальный контекст обучения правам человека  (2 часа).

Права человека как общечеловеческий приоритет.

Актуальность образования в области прав человека.

Лекция.

 

 

2.Детство. Культурологический контекст (6 часов).

Гуманизация пространства детства. Воспитательная деятельность в контексте философских теорий.

Лекция-обсуждение.

 

 

Цели и результаты воспитания в прошлом. Современные концепции воспитания.

Лекция.

 

3) Обсуждение понятия «ребенок».

Дискуссия.

3.Права ребенка: Международные стандарты

1) Права ребенка как составляющая прав человека.

Лекция. 

(6 часов)

2) Право и права человека.

Ролевая игра «Тупой или острый».

 

3) Морально-философские основания прав человека

упражнение «Более равные, чем другие».

 

4) Правовой статус личности

Лекция.

 

5) Толерантность как базовая ценность прав человека. Понятие толерантности.

Лекция.

 

6) Классификация прав человека.

Упражнение «Классификация».

 

9) Ограничения прав человека.

Настольная игра «Как Вы думаете?»

 

10) Отличие прав ребенка от прав взрослых

Работа в парах.

 

11) Международные стандарты в области прав человека, прав ребенка.

Лекция.

4.Права ребенка. Позитивное право (10 часов).

1) Российские стандарты в области прав ребенка. Понятие «ребенок».

Лекция. Упражнение «градусник». Дискуссия.

 

2) Права ребенка и особенности отечественного отраслевого законодательства

Работа с нормативными документами.

 

3) Развитие семейной политики в Российской федерации.

Работа с материалами социальных проектов коалиции Пермских общественных организаций.

 

4) Основные права детей в различных сферах.

 

5.Защита прав ребенка

(8 часов).

1) Европейская система обеспечения прав личности

Игра «Стенгазета».

Работа с газетными публикациями.

 

2) Международная защита прав человека.

Лекция.

 

3) Защита прав человека в России.

Лекция.

 

4) Защита прав ребенка

Деловая игра «Защити свои права».

 

5) Роль педагогических работников в защите прав ребенка.

Дискуссия.

 

6) Правозащитные организации Прикамья.

Лекция-обсуждение.

6.Проблемы обеспечения прав ребенка (8 часов).

1) Обеспечение прав различных категорий детей.

Упражнение «Классификация».

 

2) Границы профилактической деятельности.

Мозговой штурм.

 

3) Система профилактики социального сиротства в Пермской области.

Работа с проектом нормативного документа.

 

4) Права, обязанность и ответственность ребенка; родителей; педагогов.

Дебаты.

 

5) Роль педагогических работников в защите детства.

Семинарское занятие.

7.Специфика социально-педагогической деятельности по обеспечению прав ребенка (10 часов).

1) Организация замещающей заботы в отношении детей, нуждающихся в государственной защите.

Лекция-обсуждение.

 

2) Социально-педагогическая деятельность и обеспечение прав ребенка

Деловая игра.

Роль социального педагога в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия (20 часов).

1) Права человека, права ребенка как составляющие гражданского образования.

 

Лекция.

 

2) Модели гражданского образования.

Работа с текстом «Модели гражданского образования».

 

3) Правосознание, правовая культура и воспитание. Воспитание правосубъектности.

Лекция.

 

4) Обеспечение реализации прав детей в образовании.

Дебаты.

 

5) Педагогическая компетентность в области гражданского образования. Компоненты гражданско-правового образования. Воспитательный потенциал гражданского образования.

Лекция.

 

 

 

Дискуссия.

 

5) Правовое просвещение детей и взрослых. Школа как субъект гражданского общества.

Лекция-обсуждение.

 

6) Подготовка социальных педагогов к формированию правовой компетентности учащихся.

Работа в микрогруппах по выбору:

- дискуссионный клуб;

- спецкурс для уч-ся 5-8 кл.

- игротека для детей нач. школы;

- социальная практика;

- стенгазета.

 

7) Методы обучения правам человека.

Структурированная дискуссия.

 

8) Построение образовательных программ по правам человека.

Моделирование.

 

Нормативно-правовые документы

Международная защита прав и интересов ребенка. М., 1989.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей \\ Семья, 1990, №42.
Сборник нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних \ Сост.: Г.П.Лебедева, Т.Г.Кель; департамент образования Перм. обл. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003.
Тафинцева Е.Р. Защита прав несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения. Сборник нормативно-правовых документов. Пермь: Цито-пресс (Проф. лицей №1), 2001.
Областная целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы.
Права человека: Сборник международных документов. Варшава, 2001.
Права человека: Сборник международных документов. М.,1998.

Основная литература

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы \ Под общ. ред. чл.-корр.      РАН Е.А. Лукашевой. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. М.: Московская школа прав человека, 2000.
Общая теория прав человека. М., 1996.
Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004.
Защита прав ребенка: СПб. док. Пермь, 1992.
Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних: Сборник научных статей\ под ред. М.В.Немытиной. Самара: Из-во «Самарский университет», 2000.
Т.В.Болотина Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.
Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. Казань, 2003.
Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания \ Ред.Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова. М.- Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004.
Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1998
Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2000.
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн.заведений \ Под ред. В.А.Сласткнина.- М., 2000.
Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
Газман О.С. Гуманизм и свобода \\ Гуманизация воспмиания в современных условиях. М., 1995.
Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы \\ Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе \\ Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., 1993.
Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 1995.
Лебедева О., Майоров А., Золотухина В. Права детей \\ Народное образование. 2000. №8-9; 2001. №2, 5.
Валеева Р.А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. Казань, 1994.
Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918.
Дьюи Д. Школа и общество. М., 1992.
Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. М., 2004.
Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 1997.
Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. \ Под ред. Н.Л.Селивановой \ М.:Педагогическое общество России, 2001.
Реализация прав ребенка: возможности демократического школьного климата: Сборник учебно-методических материалов \ Сост.: Н.С.Вощенкова, П.П. Симоненко; Отв. ред. Т.В.Болотина. – М.: АПК и ПРО, 2003.

Специальная литература

Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Организационная социально-педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: МИОО, 2004.
П.В.Миков, Н.А.Русакова Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе.    Пермь: «Книжный мир», 2004.
П.В.Миков, Н.А.Русакова Права вашего ребенка. Пермь: «Книжный мир», 2004.
Русакова Н.А. Социальный педагог и права ребенка. Пермь, 2003.
Простые ответы на трудные вопросы (в помощь подростку). Составитель       Н.А.Русакова. Пермь, 2002.
Простые ответы на трудные вопросы (в помощь родителю). Составитель Н.А.Русакова. Пермь, 2002.
Простые ответы на трудные вопросы (в помощь педагогу). Составитель Н.А.Русакова. Пермь, 2002.
Бабушкин А.В. «Как подростку защитить свои права?»: Издательство «Сам себе       адвокат», М., 1998.
Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие. М.:    Издательство «Экзамен», 2003.
Фролова Т. Социальный педагог: его предназначение и стратегия деятельности \\ Директор школы, 2002, №2.
Неповиннова Л.М. Положение об уполномоченном по правам участников образовательного процесса \\ Классный руководитель, 2000, №7.
Подобед С.О. Модель школьного самоуправления как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся \\ Классный руководитель, 2002, №8.
Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для      преподавателей школ. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
Обобщение опыта работы подростково-молодежных клубов по месту жительства. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник \ под ред.    Д.О.Тузова, А.С. Аракчеева. М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2005.
Фисюк Л.В. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности: Учебное пособие \ Западно-Уральский институт экономики и права, Соликамский педагогический колледж им. А.П.Раменского. Пермь, 2004.
Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Книга для руководителя школы \ Под ред. Н.И.Элиасберг. СПб.: Специт, 2001.
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002.
Организация внеурочной работы по праву \ Сборник статей. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002.
Права человека: Книга для чтения. 9-11 классы. Составители: А.Бочарова, И.Бочаров, Е.Гергерт, О.Игнатьева, Л.Камакаева, Н.Русакова, А.Суслов – Березники: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2001. 
Права человека: Методика преподавания в школе. 9-11 классы. Составители: И.Бочаров, П.Миков, О.Погонина, Т.Помадова, Н.Русакова, А.Суслов, А.Цуканов, 2004.
Права человека в свободной стране \ Сост. Н.Элиасберг. СПб., 1996.
Преподавание прав человека: Книга  для учителя 6-8 классы. Т. 1-
2. М., 2000.

Дополнительная литература

Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие\ под. науч. Ред. Л.М.Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003.
Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России: М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошк. образоват. учрежден.\ Т.Д.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева и др. М.: Просвещение, 2003.
Информационно-методический сборник для специалистов, работающих с приемными семьями: Под ред. И.Г. Гусаровой: Самара, 1999.
Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума\\Педагогика. 2000, №7.
Алиева Л.В Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика. М., 2002.
Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Комаров В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Еговцева Н.Н. Игра в социально-педагогической деятельности. Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. Университета, 2004.

Обучение правам человека / Для педагогов

На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz