На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Обучение правам человека / Для педагогов

И.М.Сирина

УРОКИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ  И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

 Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает  задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.
Для того, чтобы идеи прав и свобод  действительно стали основой мировоззрения будущих взрослых граждан демократической России, такого образовательного курса как «Права человека», только в 9-11 классах явно недостаточно. Необходима система гражданско-правового (этико-правового) воспитания и обучения на всех ступенях образования. И начинать нужно именно  в начальной школе. Тема прав человека должна стать основанием, стержнем всего образования, по крайне мере гуманитарных предметов. Совсем необязательно преподавание прав человека в начальной школе отдельным самостоятельным предметом. Занятия могут проводиться в рамках обучения различным предметам. Это могут быть классные часы, и формы внеклассной и внешкольной работы. Но во всей этой работе желательны логика и системность.
Цель: подготовить учителей начальной школы к преподаванию уроков прав человека.
Задачи:
- сформировать представления учителей начальной школы об основных понятиях прав человека, отличительных особенностях прав ребенка; помочь им освоить основы теории прав человека;
- создать условия для овладения учителями методами и приемами преподавания уроков прав человека;
- создание условий для осознания учителями ценности и места уроков прав человека в учебной и внеучебной деятельности.

После прохождения курса обучающиеся должны:
знать основные права и свободы человека, признанные мировым сообществом; международные документы о правах человека; конституционные права и обязанности граждан России;
иметь представление о  механизмах защиты прав и свобод; о методах преподавания уроков прав человека; о месте уроков прав человека в урочной и внеурочной деятельности;
уметь применять активные и интерактивные методы и приемы преподавания в различных видах педагогической деятельности; уметь планировать отдельные занятия в рамках учебных предметов и  самостоятельные курсы, используя межпредметные связи;
понимать необходимость привития учащимся таких ценностей как ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважения их прав; негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; опыта гуманных, уважительных отношений с окружающими.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Приоритеты правового образования. Практическая направленность курса.
Правовая культура, ее компоненты и  виды. Правовая культура как важнейший компонент становления гражданского общества и правового государства.
Понятие и принципы гражданского общества и правового государства.
Ценности прав и свобод человека в формировании правовой культуры.
Мораль и право.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Эволюция представлений о правах человека. «Естественные права человека». Моральные и философские основания прав человека. Достоинство человека, свобода, равенство, терпимость, толерантность.
Система прав человека. Поколения прав человека. Классификация прав человека, деление их на личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные. Равенство всех прав человека.
Конституционные права и свободы человека и гражданина, ответственность и обязанности. Правовой статус личности.
Международные документы о правах человека. Механизмы  защиты прав и свобод.
Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Российское законодательство о правовом статусе ребенка. 

МЕСТО УРОКОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Права человека  и учебный курс «Мы и окружающий мир».
Место занятий прав человека во внеклассной работе и работе с родителями.
Карта знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций учащихся начальной школы по правам человека.
Методы и приемы обучения основам прав человека.

Тематическое планирование
24 часа

Тема занятия

Основные проблемы

Формы деятельности

1. Введение в курс. Правовая культура

(4 часа).

1. Приоритеты правового образования: позитивистско-нормативные и либерально-правовые аспекты.

2. Правовая культура.

 

3. Гражданское общество и правовое государство.

 

4. Мораль и право.

1. Структурированная беседа с проблемными вопросами.

 

2. Упражнение с пазлами и лото.

3. Лекция. Работа с текстом по  методике «учимся сообща»1.

4. Составление сравнительной таблицы.

2. Основы теории прав человека (4 часа).

1. Основные понятия теории прав человека. Свойства прав человека.

Моральные и философские основы прав человека.

2. Исторические этапы формирование понятия естественных прав человека.

3. Система прав человека.

1. Работа с текстом (отрывок из лекции М.Новицкого «Власть и единица»); упражнение «Как вы думаете»2.

2. Лекция

 

 

3. Упражнения «Классификация прав», «Равенство всех прав»2.

3. Права и свободы человека                     (рассмотрение отдельных прав и свобод) (4 часа).

1. Право на жизнь.

 

 

 

2.Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода от жестокого обращения и пыток. Право на собственность, его значение в реализации других прав. Право на участие в управлении государством.

3. Право на получение и распространение  информации.

1. Работа с текстом А. Лаврина «Последняя ночь»3. Структурированная дискуссия.

2. Игра «Путешествие по стране дураков»4.

 

 

 

 

 

3. Упражнение «Дайте мне сказать»2.

4. Толерантность и права человека

(4 часа).

1. Понятие толерантности.

 

 

2.Методы создания атмосферы толерантности и сотрудничества.

3.Толерантное отношение к окружающим.

1. Упражнения «Дом толерантности», «Эмблема толерантности»5.

2. Подвижные упражнения5.

3. Комплекс упражнений «Новичок в классе», «Фигурки», «Чувства», «тесный круг», «Волшебный стул»4.

5. Права ребенка (4 часа).

1. Отличительные особенности прав ребенка от прав взрослых. Механизмы  защиты прав ребенка.

 

2. Права ребенка в семье.

 

 

3. Права ребенка в школе.

1. Сравнительный анализ Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Создание проектов «Город детства».

2. Упражнение «Моя семья», разыгрывание ролевых ситуаций4.

3. Игра «Две страны: страна Знаний и страна Развлечений»4.

Создание лото «Права и обязанности ученика».

6. Место занятий прав человека в начальной школе

(4 часа).

1. Составление карты ЗУНов и ценностных ориентаций учащихся начальной школы, сформированных в ходе изучения прав человека

2. Моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

3. Копилка игр и занятий.

 

 

4. Рефлексия. Обобщение методов, приемов преподавания.

1. Упражнения «Мозговой штурм» или «Пущенный по кругу лист» (на выбор)2.

2. Составление проектов программ и их защита

- Права человека в курсе «Мы и окружающий мир»;

- Уроки прав человека во внеклассной работе;

- Права человека и работа с родителями.

3. Игры «Бюрократ», «Поворот», «Дюжина», «Обмен», «Букет», «Мы – россияне» и др.8.

Основная литература

1. Основы правовых знаний. Методическое пособие для 7 класса. М., 2000.
2. Права человека: Методика преподавания в школе. 9-11 классы. Пермь, 2004.
3. Права человека. Книга для чтения. 9-11 классы. Березники, 2001.
4. Бочарова А., Бочаров И. Права человека для младших школьников. Березники, 2002.
5. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П.Поносова, П.В.Микова/. Пермь, 2004. 

Дополнительная литература

6. Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методический комплекс. Пермь, 2003.
7. Права человека в свободной стране. СПб., 2001.
8. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Начальная школа / под общ. ред. Н.И. Элиасберг. СПб., 2001.

Обучение правам человека / Для педагогов

На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz