На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

БИБЛИОТЕКА / Публикации наших сотрудников

Публикации сотрудников Центра гражданского
образования и прав человека

А.Б.Суслов
Выбор за нами

   Школа является своеобразным образчиком общества. В этом смысле мы может говорить, что каково общество, такова и школа. Впрочем, верно и обратное утверждение. Действительно, насколько соответствует действительности мнение, что в школе дети готовятся к жизни? Да, многим взрослым именно так и кажется. Но для детей все, что происходит в школе и есть жизнь. Многие модели поведения, взаимоотношений воспроизводятся потом в послешкольной жизни. Равно, как и модели поведения, характерные для внешкольной практики, часто продуцируются в школе. К примеру, вряд ли стоит связывать «дедовщину» только с армией; ее корни можно отыскать и «на гражданке», в том числе в школе.

  Общество, при всей его инерционности, меняется. Меняется и школа. Однако школа более консервативна по сравнению в многими другими общественными институтами. Поэтому она и выигрывает и проигрывает. Выигрывает, поскольку здоровый консерватизм удерживает от резких изменений в связи со сменяющими друг друга модными поветриями. Проигрывает, поскольку с трудом осваивает общественные новации.

  Тем не менее, если школа предложит своим ученикам, да и остальным участникам образовательного процесса, разумные, гуманные и привлекательные модели общественного устройства, нет сомнений, что они отчасти будут воспроизведены вне стен школы (хотя вопрос «в какой мере?» остается).

  К примеру, сегодня можно услышать немало сетований по поводу низкой электоральной активности молодежи. Но откуда молодежь воспримет привычку к демократическим процедурам и доверие к ним? Школа (в целом) ничего такого не дает. Много ли работников школы, положа руку на сердце, смогут сказать, что в их образовательных учреждениях демократические процедуры пронизывают всю внутреннюю жизнь, не являются формальностью, осознаются всеми участниками образовательного процесса как важная часть личного бытия?

  Большинство ученых и публицистов отмечают такие характерные черты наших сограждан как общественная пассивность, нежелание проявить инициативу, отсутствие готовности взять на себя ответственность за будущее своей страны. Да, что говорить о судьбе отечества! Многие не способны принять ответственность за собственную судьбу. Ладно бы, если речь шла только о старшем поколении, привыкшем к тому, что государство решает все за своих подданных и отвечает за них (хотя на деле никто еще не ответил за миллионы утраченных и искалеченных в советские времена жизней). Сколько молодых сидят без работы, ожидая когда на них свалится предложение получать много без особых трудозатрат, в то время как спрос на рынке труда достаточно высок, по крайней мере, в крупных городах.

  Ответим себе честно: можем ли мы получить что-то иное, если пока в школе еще господствует авторитарная педагогика, если преобладают репродуктивные методы обучения? Принцип «ты - начальник, я - дурак» перетекает из школы в «большую жизнь», из «большой жизни» - в школу. Но, если мы не желаем вернуться к прошлому, менять принципы взаимоотношений, как в школе, так и в обществе в целом, необходимо.

  Конечно, большая сложность в том, что людей будущего воспитывают те, кто «родом из прошлого», со всеми унаследованными стереотипами, привычками, установками. И вопрос во многом заключается в том, смогут ли педагоги измениться так, чтобы школьная жизнь стала эталоном разумной и справедливой организации общественной жизни.

  В случае, если нас привлекают перспективы становления гражданского общества, общества инициативных самодеятельных граждан, если мы хотели бы привить своим ученикам ценности, гуманизма и толерантности, сформировать потребность активно участвовать в общественной жизни, осознавать ответственность за личный выбор и за будущее своей страны, то лучшим способом будет постепенное выстраивание в школе модели гражданского общества.

  Это чрезвычайно сложная задача, решение которой потребует немалых усилий и от администрации образовательного учреждения и от учителей. Потребуется освоение принципов «педагогики сотрудничества» всем педагогическим коллективом. Необходимо формирование атмосферы, в которой не допускается унижение человеческого достоинства. А чего будет стоить развитие школьного самоуправления и соуправления! Огромные усилия потребуется приложить для выработки самых различных процедур: от элементарного самообслуживания до разрешения сложных конфликтов. И много всего другого.

  Хотя можно не делать ничего. Выбор за нами. Только потом не надо говорить, что от нас ничего не зависело. 

БИБЛИОТЕКА / Публикации наших сотрудников
На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz