На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

БИБЛИОТЕКА / Публикации наших сотрудников

Публикации сотрудников Центра гражданского
образования и прав человека

Андрей Суслов
Права человека как перспективная идеология гуманитарного образования

В любом государстве роль образования в формировании общественных институтов чрезвычайно высока. Становление гражданского общества в России вряд ли возможно при отсутствии ориентированного на гражданское общество общественного сознания. Формируется общественное сознание во многом учреждениями образования.

Перед российским образованием стоит целый ряд серьезнейших проблем. Обозначим некоторые из них, чтобы очертить фон на который ложится избранная для рассмотрения проблема. Главная проблема – нищета. Скудость бюджетного финансирования отчасти можно компенсировать с помощью привлечения средств населения, что предлагает Министерство образования, однако в низкий уровень жизни россиян не дает надежды на то, что это приведет к существенным сдвигам. С этот проблемой тесно связана другая – деградация педагогических кадров. И, если финансирование можно беспредельно увеличивать при появлении откуда-нибудь появившихся средств, то кадры не воспитать одним росчерком пера. Следующая проблема связана с грядущей информационной революцией в образовании. Она не может не привести к отмиранию классно-урочной системы. И, чем выше уровень образования, тем меньше будет задействована классно-урочная система (в начальной школе она, вероятно, будет сохраняться достаточно долго). Место старой, хорошо зарекомендовавшей себя в ХХ веке системы, займут новые информационные образовательные технологии. К сожалению, об этой проблеме в нашем Министерстве образования, похоже, и не задумываются. Проблемой становится и углубляющееся противоречие между тенденциями к унификации образования и к его индивидуализации (что отчасти связано и с предыдущей проблемой). Чиновники от образования во главе с министром пока делают ставку на унификацию образования, что во многом связано с облегчением управления. Между тем, многообразие задач, встающих перед российским обществом, а также его демократизация требуют, как раз большей индивидуализации образования. Еще одна из серьезных проблем – проблема выбора идеологических ориентиров в образовании. Многие политики, деятели образования, да и общество в целом не отдают себе отчета в важности этого выбора.

Между тем, внятной идеологии образования в России до сих пор нет, несмотря на то, что наличие такой лакуны после крушения марксистско-ленинской идеологии очевидно для подавляющего большинства работников образования.

            Последние политические изменения в России вызывают серьезные опасения, что идеологический вакуум может быть заполнен идеями национального (националистического), державного толка. В то же время российская демократическая общественность может предложить альтернативную идеологию – идеологию прав человека, которая вполне может прижиться как идеология гуманитарного образования. Очевидно, что утверждение идеологии прав человека как ведущей для гуманитарного образования будет способствовать формированию граждан, способных строить и укреплять гражданское общество. Главная проблема заключается в том, можно ли на практике добиться выбора именно этих идеологических ориентиров в государственной образовательной политике.

            Некоторая сложность возникает вследствие того, что говорить о цельной и окончательно сформированной идеологии прав человека, тем более в России, еще преждевременно. Однако это имеет второстепенное значение для решения проблемы. Не теоретические труды будут востребованы при разработке образовательной политики, а конкретные программы, методики, учебники и т.п. Кроме того, и это главное, основные составляющие идеологии прав человека, такие как толерантность, справедливость, приоритет прав человека, личности и т.д. ясны. Они вполне могут быть приняты за основу при определении ориентиров образовательной концепции.

            Гораздо сложнее вопрос о практическом внесении идеологии прав человека в образовательную политику. Вопрос этот сложен чрезвычайно. Главная сложность в том, что у государственных чиновников, определяющих политику в сфере образования невысока заинтересованность в утверждении новых ориентиров, а у демократической общественности слишком мало сил и средств, чтобы повлиять на этот процесс. У «державников», кстати, и того и другого гораздо больше.

Идеология прав человека в России существует и имеет немало приверженцев. Прежде всего, в лице последовательных правозащитников. В ряду последних ярких выступлений в защиту этой идеологи выделяется статья С.А.Ковалева в газете «Известия» (15 апреля 1998 г.) «Права человека как национальная идея» [1] . Однако Ковалева не услышали. Его слова не могли пробиться сквозь толщу имперского сознания.

Заметим, что противостояние либеральной и державной идеологии имеет в России давнюю историю. Огрубляя содержание споров западников и славянофилов можно сказать, что их дискуссии обнажили именно это противостояние. Либеральную идеологию не удалось вытравить и за десятилетия советской власти. И в Советском Союзе находились личности, последовательно защищающие идеалы прав человека. К ним следует отнести в первую очередь А.Д.Сахарова, противостоявшего не только официальным марксистско-ленинским идеологам, но и неформально-державным мыслителям, вроде А.И.Солженицына. Именно идея прав человека стала одним из узловых разногласий двух великих русских диссидентов. Если для Сахарова права человека приоритетны, то для Солженицына они второстепенны, во всяком случае, по сравнению с интересами державы.

В современной России державная идеология на подъеме. Оставив за скобками чеченскую проблему, заметим, что идея приоритета национально-государственных интересов активно пропагандируется и реализуется ведущими политиками при видимом одобрении большинства населения. В выступлениях В.В.Путина, да и других крупных государственных деятелей, много говорится об укреплении армии, о становлении сильной России, немало внимания уделяется развитию экономики, поддержке малообеспеченных слоев населения, борьбе с преступностью, но ничего не говорится о правах человека. Очевидно, что соблюдение прав человека, не относится к числу приоритетов власти.

Более того, рассуждения власть предержащих о «диктатуре закона» ведутся в том контексте, что государство будет жестко требовать от подданных соблюдения установленных им законов, в то время как о соблюдении законов самим государством умалчивается. Как совершенно справедливо пишет С.А.Ковалев, «державная идеология в корне противоречит основному принципу современного государства – приоритету права. Между тем современное сильное государство может быть только правовым. Всякая попытка всякой власти встать над законом именуется в таком государстве произволом и является антигосударственным деянием» (подчеркнуто в тексте). И далее: «В отсутствие жесткого общественного контроля любая власть, в любой стране, начинает тяготеть к этатизму, к авторитаризму, к подавлению прав и свобод личности. Подобный контроль невозможен, если базовой ценностью становятся «государственные интересы». Мы и пикнуть не успеем, как они тут же превратятся в «национальные интересы», а государство, соответственно – в национальную святыню» [2] . Добавим, что события последних лет это подтверждают весьма наглядно. Речь может идти и о чеченской войне, и о развернутой в настоящее время атаке на средства массовой информации и о многом другом.

Распространение державных идей отразилось и на образовательной политике. В российских законах появились слова о том, что учреждения образования должны воспитывать «законопослушных граждан». Правительство издало постановление о введении обязательной начальной военной подготовки для школьников. Министерство образования готовится к урезанию регионального компонента в средней школе с одновременным расширением круга обязательных, утвержденных «наверху» предметов.

  Тем не менее, определенные возможности движения к признанию прав человека в качестве основополагающих ориентиров образовательной политики все же имеются. Прежде всего, следует иметь ввиду то, что органы образования, также как и руководители государства вряд ли осмелятся официально отвергнуть идеологию прав человека. В законе РФ «Об образовании» четко декларируются «гуманистический характер образования» и «приоритет общечеловеческих ценностей» в качестве основных принципов государственной политики в области образования [3] . Более того, можно вспомнить о том, что Министерство образования РФ еще в 1992 году рекомендовало ввести курс “Права человека” в программы средней школы. Эта рекомендация так и не была выполнена. Основной причиной, думается, стала абсолютная неподготовленность школ к введению такого курса. Поэтому о неисполнении данной директивы, может быть, стоит сказать: не «к сожалению», а «к счастью», памятуя о печальной судьбе «полового воспитания». Сейчас ситуация уже иная. Она изменилась во многом вследствие работы инициативных групп по преподаванию прав человека. В ряде регионов налицо готовность и желание педагогов вести права человека как учебный предмет. Именно эта готовность к практическому восприятию идей прав человека на местах, позволяет надеяться на то, что не все потеряно и на то, что эти идеи могут стать основой идеологии гуманитарного образования.

            Рассмотрим подробнее опыт, на который можно опереться. Имеется группа ученых (А.Ф.Никитин и др.), официально признанная Министерством образования РФ, разрабатывающая и издающая методики, программы и учебные пособия по правам человека для школы. Московская школа прав человека, созданная Никитиным, стала проводником его идей. Концептуально позиции этой школы, несмотря на концентрацию внимания на сфере прав человека, мало отличаются от подходов к изучаемому предмету традиционного, позитивного правоведения. Однако официальное признание прав человека в качестве учебного предмета, даже на таких концептуальных основах, уже шаг вперед.

            Группа ученых и методистов С.-Петербурга, работающая под эгидой института права им. принца Ольденбургского и разрабатывающая методики «Живого права», несмотря на применение активных методов обучения, в сущности, тоже остается в рамках методологии позитивного права.

            Иной подход был предложен московским Молодежным центром прав человека и правовой культуры. Начав активную работу в середине 90-х гг. методисты центра смогли разработать и апробировать в школах Москвы, московской области и некоторых других регионов методический комплекс преподавания прав человека для учащихся 5-9 классов, базирующийся на принципиально иной концепции преподавания предмета. Главными в преподавании этого предмета выступают не столько обучающие, сколько воспитательные задачи. Для преподавателя не столь важен объем усвоенных учениками правовых норм и т.п. Приоритетным становится воспитание личности толерантной, с уважением относящейся к чужим правам. Педагогу важно не только добиться, чтобы учащийся знал свои права и умел отстаивать их, но и сформировать у ученика потребность действовать правовым образом, не ущемляя права других. Уже на этапе формирования методологии курса было четко определено, что преподавание прав человека возможно только в рамках педагогики сотрудничества. Сотрудники центра разработали целый ряд адекватных для восприятия предмета методик, базирующихся на принципах такой педагогики. Молодежным центром изданы программа курса «Права человека», методические пособия для учителей, книги для чтения для учащихся 5-9 классов. Методисты центра провели обучающие семинары в ряде регионов страны, познакомили со своими методиками сотни учителей, вызвав у них желание преподавать права человека в своих школах.

            Наиболее успешное развитие методики Молодежного центра получили в Пермской области, благодаря активной деятельности Школы прав человека, созданной Пермским «Мемориалом» в 1998 г. За три года работы она стала своеобразным методико-просветительским институтом, формирующим систему преподавания прав человека в образовательных учреждениях Пермской области. За это время десятки учителей прошли обучение на специально организованных семинарах и курсах по методике преподавания прав человека, спецкурс по той же тематике читается на историческом факультете Пермского государственного педагогического университета. Более 30 учителей ведут занятия по правам человека в школах Пермской области. Вышло в свет два издания методического пособия для учителей, готовятся к печати пособия для учащихся 9-11 классов. Деятельность Школы прав человека получила поддержку департамента образования и науки при администрации Пермской области, издавшего приказ об апробации ее методик. В 2000/2001 уч. году планируется адаптировать методики преподавания прав человека для работы социальных педагогов школ и провести для них специальные курсы. Кроме того, предполагается распространить деятельность Школы прав человека на три сопредельных региона (Свердловская и Кировская области, Коми-Пермяцкий автономный округ) и провести там семинары и курсы по методике преподавания прав человека для учителей.

            Накопленный опыт преподавания прав человека можно постепенно транслировать и в другие регионы. Однако успех дела в целом будет зависеть от выбора ориентации министерством образования РФ. Если в качестве ориентира принимаются права человека, открываются широкие перспективы для распространения этих идей. В случае, если будут приняты державные ориентиры, к чему мы пока и движемся, возможности распространения идей прав человека будут весьма ограничены. Тогда наше национальное сознание, наша политика не имеют шансов избавится от комплекса державности. Последнее будет означать, что ни о каком соблюдении прав человека в нашей стране не приходится и мечтать.

            Как ни странно, способ заинтересовать государственных чиновников в выборе принятых цивилизованным миром гуманистических ориентиров достаточно прост. Многое решается с помощью денег. Причем речь не идет о банальном подкупе. Речь идет о финансовой поддержке государственными и негосударственными зарубежными фондами соответствующих программ. Положительный опыт уже имеется. Именно благодаря ему Министерство внутренних дел в восприятии идеологии прав человека оказалось впереди Министерства образования, как это не покажется странным. Год назад МВД дало директивы своим высшим учебным заведениям о введении преподавания прав человека в 2001 г. Рекомендовано в течение двух лет подготовить методики, программы, издать учебные пособия. Таким образом, уже через год курсантам высших учебных заведений МВД будут преподаваться права человека. А позволило столь быстро сориентировать МВД на преподавании новой дисциплины выделение рядом западных фондов средств на исследования, зарубежные стажировки сотрудников МВД и т.д.

            Однако, предпринимая усилия по вовлечению государственных структур в программы, направленные на развитие либеральной идеологии, необходимо отдавать себе отчет об опасности формального использования правозащитной фразеологии государственными чиновниками. В умелых державных руках идея прав человека может быть трансформирована, под ее прикрытием может на деле утверждаться державная идеология и проводиться национально-государственная политика. В таком случае, кстати, негативный эффект будет усиливаться дискредитацией идеи прав человека, как таковой, как некогда была дискредитирована идея демократии. Поэтому надо быть предельно внимательным к реальному содержанию образовательных программ, проводимых под знаком прав человека, стараться привлечь к этим программам негосударственные правозащитные и другие некоммерческие организации.

            Нет сомнения, что если западные демократии, прежде всего США, могли бы оказать серьезную поддержку в развитии либеральной идеологии в России. Уже делается немало. Но деятельность на указанном направлении вполне можно усилить, даже без наращивания общего объема финансирования. Прежде всего, это касается поддержки НГО. Вероятно, следует не просто поддерживать НГО, как таковые, а поддерживать в первую очередь такие программы, которые позволяют в практических делах ориентировать россиян на либеральные идеи.

Если говорить об образовательной политике, западные организации в состоянии достаточно быстро разработать программы, позволяющие инкорпорировать в них российские государственные образовательные структуры с целью утверждения приоритета идеологии прав человека в гуманитарном образовании. Эти программы могут включать в себя организацию широкомасштабного обучения на Западе сотен работников системы образования (от федерального до районного уровня), организацию конкурсов проектов по внедрению преподавания прав человека в систему образования района, города, региона, страны при партнерском участии государственных структур и негосударственных организаций и т.д. Если все это сделать удастся (что весьма непросто), то можно надеяться, что права человека могут стать основой идеологии гуманитарного образования. Общественные организации поддержат такую образовательную политику снизу.

Замечу, что ряд западных организаций и фондов не понимают, зачем нужно продолжать выделять средства на поддержку либеральной идеологии в России. В частности некоторые не понимают, зачем продолжать финансировать программы преподавания прав человека. Говорят: мы уже давали на это деньги, сейчас в России имеется несколько десятков общественных организаций, занимающихся этим, существуют методические разработки, программы и т.д. Да и зачем преподавать права человека как особый предмет: они должны быть стержнем всего образования. В основе таких представлений – недопонимание специфики российского образования, его слабой гуманизации, политехничности, командно-бюрократических методов управления и т.д. Непонимание очевидного факта, что наши чиновники служат прежде всего государству, а не получающим образование членам общества. Непонимание того, что у российских чиновников должны найтись веские причины, чтобы потратить часть своего времени и энергии на внедрение предлагаемых им идей, чтобы терпеть некоторые неудобства, причиняемые этим. Кроме того, большинство государственных служащих не согласится нести личную ответственность за введение несанкционированных педагогических инноваций. Поэтому без утверждения идеологии прав человека в официальных министерских концепциях, программах, учебных пособиях лишь немногие образовательные учреждения будут на практике проводить эти принципы.

Цена утверждения гуманистической парадигмы образования, в конечном счете, не столь велика. Но при ином выборе на становление гражданского общества в России трудно рассчитывать. Позволю себе еще раз процитировать Сергея Ковалева: «Выбор, стоящий перед Россией, предельно ясен: или мы выкарабкиваемся на дорогу права – магистральную дорогу развития человечества; или вновь застреваем в византийско-ордынском державном болоте. И этот выбор зависит только от нас с вами» [4] . 


[1]Ковалев С.А. Права человека как национальная идея // Ковалев С.А. Прагматика политического идеализма. М., 1999, с.164-174.

[2]Ковалев С.А. Указ. соч., с.170. Ковалев С.А. Указ. соч., с.17

[3]Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. Екатеринбург, 1998, с.4.

[4] Ковалев С.А. Указ. соч., с.174.

БИБЛИОТЕКА / Публикации наших сотрудников

На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz