|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГРАЖДАНСКИЙ ЗАПРОС общественности Пермского края Законодательному собранию и губернатору Пермского
края Необходимость развития гражданского образования и политической культуры гражданского участия обусловливается: Ø значимостью ценностей демократии с учетом этнических и региональных особенностей и традиций для стабильного развития региона; Ø недостаточной готовностью граждан, в особенности, молодежи к ответственному участию в жизни региона; Ø неразвитостью в региональном сообществе социально-политических практик, формирующих гражданскую позицию человека; Ø недостаточным развитием гражданских компетенций, навыков и традиций конструктивного диалога при обсуждении общественных и политических проблем; Ø отсутствием навыков у многих граждан и ряда представителей групп интересов корректно формулировать и четко адресовать свои запросы властным структурам; Ø недооценкой потенциала неправительственных организаций некоторыми государственными служащими; Ø необходимостью минимизации рисков применения манипулятивных технологий в ходе избирательного процесса на региональном уровне; Ø общественной опасностью асоциального поведения отдельных лиц и групп, вызванного недостатком знаний об обществе, активизацией на этой основе этно- и ксенофобий, экстремистских элементов, а также распространением криминальных практик; Ø недостаточной общественной составляющей в управленческом сегменте сферы образования Пермского края; Ø недостатком кадров, способных решать задачи
гражданского образования и формирования политической культуры гражданского
участия. В Пермском крае имеются предпосылки для позитивных изменений для развития политической культуры гражданского участия: Ø
в регионе активно действует ряд неправительственных организаций,
увеличивается количество попечительских и управляющих советов школ;
низовых гражданских инициатив и объединений. Ø в Прикамье накоплен значительный (по сравнению с другими регионами) опыт конструктивного взаимодействия органов власти и гражданских организаций, в том числе в сфере гражданского контроля: «гражданские переговоры», «гражданские экспертизы», «общественный контроль», «гражданские экспедиции», «подиумные дискуссии» и т.д.; Ø избиратели становятся более требовательными к кандидатам на выборные должности, что требует усиления механизмов обратной связи, налаживания конструктивного диалога на постоянной основе между властью и обществом; Ø руководители образовательных учреждений и педагоги с началом реализации национального проекта «Образование» почувствовали возможность получения реальной отдачи от гражданского образования для развития образовательных учреждений; Ø в системе
образования имеется понимание того, что воспитательная составляющая
педагогического процесса должна быть ориентирована в сторону формирования
гражданских компетентностей молодежи, ее социализации посредством
вовлечения в решение общественных проблем; Ø накоплен позитивный опыт реализации Целевой программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг. Заинтересованность населения в развитии гражданского образования вызвана следующим: Ø постоянно появляются все новые социальные реалии, к которым гражданам необходимо адаптироваться (появление новых государственных и общественных институтов, правовых норм, явлений общественной жизни, событий и т.п.); Ø существует опасность дискредитации институтов демократии на фоне политической неграмотности населения, что создает риски как для властных структур, так и для гражданского общества; Ø в обществе осознана потребность в формировании гражданского патриотизма, что требует адекватных форм и методов патриотического воспитания; Ø пытаясь решить те или иные личные или общественные проблемы, граждане испытывают дискомфорт от своей некомпетентности и от недостаточного количества общественных институтов, где они могли бы получить необходимые знания; Ø граждане все больше осознают необходимость гражданского действия и «горизонтальных» связей ради собственного благополучия; Ø как власть,
так и общество испытывают потребность в создании практик партнерского
участия в местном самоуправлении, что особенно актуально в связи
с реализацией ФЗ № 131; Ø существует противоречие между высокой мотивацией
ряда педагогов в развитии гражданского образования в школе и недостатком
соответствующих знаний и умений. Основные направления развития гражданского образования и политической культуры Пермского края Ø создание в Пермском крае системы гражданского образования, нацеленной на формирование демократической гражданственности, ответственной и активной гражданской позиции, базирующейся на фундаменте общечеловеческих ценностей; Ø формирование правового сознания и традиций законопослушного поведения; Ø создание механизмов и институтов, формирующих гражданские компетенции и развивающие готовность к гражданскому участию; Ø формирование навыков и традиций конструктивного диалога при обсуждении общественных и политических проблем, в том числе в ходе предвыборных кампаний; Ø формирование представлений о механизмах эффективного
взаимодействия власти и общества; Ø формирование у населения навыков использования института политических партий для выражения своих интересов и формирование у партийного актива представлений и навыков аккумуляции политических интересов с помощью партийно-политических механизмов; Ø создание условий для реализации низовых гражданских инициатив, механизмов и практик партнерского участия граждан в местном самоуправлении; Ø усиление заинтересованности средств массовой информации в формировании гражданского сознания населения; Ø обеспечение непрерывности гражданского образования (система гражданского образования должна быть достаточно гибкой и открытой, чтобы оперативно реагировать на новые социальные реалии и запросы граждан разного возраста и социального положения); Ø формирование способов влияния общества на образовательные институты, в том числе механизмов участия неправительственных организаций в гражданском образовании в образовательных учреждениях всех типов; Ø создание системы подготовки кадров, способных
обеспечить эффективное развитие гражданского образования. Реализация
предлагаемого запроса, на наш взгляд, требует разработки целевой
программы развития гражданского образования и политической культуры
населения Пермского края на 2007-2011 гг. Настоящий
запрос сформирован в мае 2006 г. полномочными представителями родительской
общественности, некоммерческих организаций и бизнес-ассоциаций Пермского
края. Участие
в ответственном авторстве подтвердили: От Центра гражданского образования и прав человека
– А.Б.Суслов; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакты
Адрес: 614010, г.Пермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26 Тел./ факс: (342) 240-89-54 e-mail: civedu@perm.raid.ru |