|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вместо
введения Восемь лет назад, делая первые шаги в обучении
правам человека, мы ставили перед собой весьма скромные задачи. Сегодня
мы стремимся выстроить системный подход к решению задач просвещения
в сфере прав человека в регионе. За эти годы пришлось преодолеть немало
трудностей: в подборе кадров, в выстраивании отношений с властью, в
поиске средств и т.д. Однако трудности организационные ничто, по сравнению
с теми проблемами, которые порождает косность общественного сознания.
Учителя - часть нашего общества, их сознание также, если не больше,
деформировано 70-летней тоталитарной традицией. В работе с ними часто
приходится начинать почти с нуля: воспитывать толерантность, прививать
ценности прав человека, обучать принципам «педагогики сотрудничества»
и методикам активного обучения. Т.е. всему тому, без чего преподавание
прав человека превратилось бы в формальную процедуру, в антипедагогику. Тем не менее, надо отдать должное провинциальным учителям.
Несмотря на пробелы в образовании и деформации ментальности, большая
часть из них оказалась чуткой и отзывчивой в восприятии того нового
и живого, что несет курс «Права человека». Большая часть из них с жаждой
впитывала теоретические знания, примеряла на себя предлагаемые методические
приемы. Как лучшую оценку нашей деятельности мы воспринимаем то, что
многие из них без всяких указаний начальства применяют на практике полученные
знания и навыки, используют подготовленные нами методические пособия,
проводя занятия по правам человека в своих школах. Наши усилия, в конечном счете, находят выражение в деятельности
наших выпускников. В прошлом году появилась идея консолидации выпускников
наших образовательных программ в товарищество. Эта идея постепенно приобретает
черты планомерной работы. Планируется организовать деятельность Товарищества
выпускников образовательных программ Центра гражданского образования,
организации некоммерческой без образования юридического лица. Создание
и деятельность Товарищества способствует консолидации педагогов, ведущих
обучение правам человека, вокруг Центра гражданского образования. Это
позволяет организовать обмен мнениями единомышленниками, улучшить информирование
выпускников о программах Центра, улучшить снабжение их методической
и справочной литературой, обеспечит обратную связь. Кроме того, наличие
Товарищества дает возможность активнее и целенаправленнее продвигать
гражданское образование в школы области, придает авторитет каждому из
выпускников и Центру в выстраивании отношений с администрациями школ
и органами управления образованием. Мы надеемся, что развитие гражданского образования и
просвещения в сфере прав человека станет опорой для преодоления усиливающихся
сегодня авторитарных тенденций во всех сферах общественной жизни. От
нашей совместной деятельности зависит будущее нашей страны. История организации Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования
и прав человека» учреждена 3 февраля 2003 г., зарегистрирована 7 апреля
2003 г. Миссия Центра – просвещение и воспитание населения, прежде всего,
молодежи в духе идей толерантности, ненасилия, миротворчества, уважения
к правам человека, идеалам демократии и гуманизма. Центр создан на базе программы
«Школа прав человека» пермского Центра поддержки демократических молодежных
инициатив. Все сотрудники Центра гражданского образования и прав человека
(далее – ЦГО) в течение нескольких лет работали тренерами и методистами
Школы прав человека. Поэтому не будет преувеличением говорить не о двухлетнем,
а о восьмилетнем опыте просветительской работы в сфере прав человека. Школа прав человека действовала около пяти. За это время
создан учебно-методический комплекс по преподаванию прав человека (методическое
пособие для учителя, книга для чтения и дидактические материалы для
учащихся 9-11 классов), комплект брошюр по правам ребенка (для подростков,
для родителей, для социальных педагогов) и другие издания, организовано
несколько десятков обучающих семинаров по преподаванию прав человека.
Программа «Школа прав человека» к началу 2003 г. достигла
такого уровня своего развития, который потребовал конституирования в
качестве самостоятельной организации для достижения большей эффективности
работы. Кроме того, назрела необходимость расширить сферу деятельности,
включиться в решение проблем развития гражданского образования. Именно
поэтому был учрежден Центр гражданского образования и прав человека.
«Школа прав человека» начиналась с преподавания курса
«Права человека» в трех пермских школах. Тогда, в 1997 году, мы вряд
ли могли представить во что выльется это начинание. На сегодняшний день
через наши семинары и курсы по преподаванию прав человека, организованные
совместно с областным институтом повышения квалификации работников образования
и институтом непрерывного образования Пермского государственного педагогического
университета, прошло более 700 педагогов. В настоящее время, по нашим
оценкам, занятия по правам человека (в разной форме) ведутся не менее
чем в 70 учебных заведениях области. В г.Перми
ежегодно организуются олимпиады по правам человека для школьников. В
Перми и в некоторых районах Пермской области действуют педагогические
мастерские по правам человека для учителей и для социальных педагогов. За время, прошедшее после учреждения Центра, программа
«Школа прав человека» получила новый импульс развития. Наряду с ней
реализуются и другие программы (Мониторинг соблюдения прав человека
в школах Пермской области, формирование основ толерантного поведения
и другие). Продвижению идей и ценностей гражданского образования
способствует деятельность Товарищества выпускников Центра гражданского
образования и прав человека, созданного в 2004 году. В итоге за два года развития Центр гражданского образования и прав человека
приобрел организационную устойчивость и общественное признание. Развитие системы
обучения правам человека в школах Пермской области Задумавшись над тем, что может дать наибольший эффект
в освоении молодежью ценностей прав человека, мы пришли к выводу, ключевая
роль в этом принадлежит учителю и школе. Поэтому главными нашими задачами
стали подготовка учителей, которые могли бы обучать правам человека
в школах, и создание возможностей для этого. Видение обучения правам человека в школе как системы
пришло не сразу и, возможно, что-то мы и сейчас не учитываем. Каковы
основные составляющие этой системы? Что удалось сделать? 1. В школах области
ведется обучение правам человека. Можно сказать, что это мы уже
имеем: есть возможность преподавать права человека в любой школе области
и есть учителя, по своей инициативе ведущие занятия по правам человека
в школах. Разработаны образовательные программы курса «Права человека»
для средней школы. Апробированы методы преподавания прав человека в
начальных, средних и старших классах средней школы и в вузе на основе
принципов активного обучения. Более 80 учителей ведут занятия по правам
человека. 2. Ведется подготовка
кадров для преподавания прав человека в школах. Это главный, «несущий»
элемент системы. Без учителей, желающих преподавать права человека и
умеющих это делать, все прекрасные слова о важности формирования ценностей
прав человека в сознании молодежи останутся словами. Система подготовки кадров сейчас, в основном, отработана:
студенты педагогического вуза получают подготовку в рамках специального
курса; учителя могут получить подготовку по теории и методике преподавания
прав человека на специальных семинарах и участвуя в работе педагогических
объединений по правам человека. Более 400 учителей области побывали на наших презентационных семинарах,
более 400 преподавателей Пермского, Кировского, Екатеринбургского и
Коми-Пермяцкого регионов прошли через краткосрочные курсы по преподаванию
прав человека (12-36 часов), 80 пермских учителей прошли базовый курс
«Права человека: теория и методика преподавания» (36 часов); кроме того,
базовый курс прослушало около 300 студентов исторического факультета
ПГПУ. Большая часть учителей, прошедших обучение, проводит занятия
по правам человека в своих школах. В течение учебного года проводится
один обучающий 36-часовой семинар базового уровня «Права человека: теория
и методика преподавания» для пермских учителей, пять 24-часовых семинаров
базового уровня в районах области, по одному 36-часовому семинару продвинутого
уровня для пермских учителей и для учителей Пермской области, а также
2-3 однодневных семинара для руководителей методических объединений. В частности, в 2003-2004 гг., проведены
24-часовые семинары «Права человека: теория и методика преподавания»
базового уровня для учителей Березников, Добрянки, Кунгура, Лысьвы,
Нытвы, Суксунского, Октябрьского, Кишертского и Пермского районов и
два 36-часовых семинара для пермских учителей, а также по два 36-часовых
семинара продвинутого уровня для пермских учителей и для учителей Пермской
области. В результате подготовку базового уровня получили около
180 учителей, 80 из них повысили свою квалификацию на семинарах продвинутого
уровня. Кроме того, около 100 студентов-историков (IV курс) Пермского государственного педагогического университета
прослушали 24-часовой спецкурс «Права человека: теория и методика преподавания».
С 2002 года началась работа по организации объединений
педагогов по правам человека. Формы объединений разные: педагогические
мастерские, творческие группы и т.д. В этих объединениях работают как
учителя-обществоведы, так и социальные педагоги. Деятельность педагогических
объединений позволяет нам через их руководителей поддерживать связь
с преподавателями прав человека, транслировать наш опыт, организовывать
обмен и обобщение опыта учителей. За 2003-2004 гг. были сформированы
объединения педагогов в трех районах г.Перми
и трех районах области. При достаточно энергичной работе руководителей,
объединения педагогов могут стать важным звеном передачи опыта преподавания
прав человека, опорными пунктами гражданского образования. 3. Интеграционный
подход к преподаванию прав человека. То есть, преподавание дисциплин
как гуманитарного, так и естественно-научного
цикла, включает в себя, как содержательный компонент, постановку проблем,
связанных с правами человека, что позволяет подойти к обучению правам
человека комплексно. В 2003-2004 гг. мы предприняли первые практические шаги
по интеграции проблематики прав человека в необществоведческие дисциплины.
Подготовлены методические разработки занятий и изданы методические пособия
по гражданскому образованию и обучению правам человека на уроках английского
языка, географии, информатики и литературы. В этой работе нам помогали
учителя-предметники пермских школ. 4. Наличие учебных
и методических пособий по правам человека. В 2003-2004 гг. изданы следующие методические и справочные
издания: «Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы)»
(изд.-е 3-е. Пермь, 2004); «Права человека
на уроках информатики» (Пермь, 2004); «Права человека на уроках географии»
(Пермь, 2004); Русакова Н.А. «Социальный педагог и права ребенка» (Пермь,
2003); «Права Вашего ребенка» (Пермь, 2004); «Обеспечение прав ребенка
в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам)» (Пермь,
2004»; Камакаева Л.И. «Теория и методика преподавания прав человека
в деятельности объединения педагогов» (Пермь, 2004) и другие. Всего нами издано более двух десятков методических и
справочных изданий по правам человека и гражданскому образованию. Важнейшим
из них является методический комплект «Права человека» для работы в
9-11 классах, включающий методическое пособие для учителя, книга для
чтения для учащихся, раздаточный дидактический материал. Комплект имеет
гриф Департамента образования Пермской области. Методическое пособие
для учителя и дидактический материал имели и имеют возможность бесплатно
получить все, кто проявлял желание преподавать права человека. 5. Формирование
комплексных систем гражданского образования и воспитания в школах.
Это направление включает в себя отработку с органами управления образованием
механизмов распространения опыта работы комплексных систем гражданского
образования, работу с администрациями школ, обучение школьных менеджеров
и социальных педагогов, проведение проблемно-целевых семинаров с
школьными педагогическими коллективами.
Обучение правам человека социальных педагогов и проведение
школьных проблемно-целевых семинаров мы начали еще в 2000-2001 гг. В 2003-2004 гг. продолжалась активная работа с социальными
педагогами школ. Две группы социальных педагогов г. Перми (более 50
чел.) прошли обучение на 72-часовых семинарах «Права человека для социальных
педагогов». Еще две группы социальных педагогов из
Березников и Чайковского прошли обучение на выездных 30-часовых
семинарах. Кроме того, для студентов отделения «социальная педагогика»
Пермского государственного педагогического университета читается спецкурс
«Изучение прав человека в деятельности социального педагога», который
прослушало около 50 человек. В Перми под руководством ведущего методиста
Центра Натальи Русаковой работает методическое объединение социальных
педагогов. В 2003-2004 гг. мы весьма успешно использовали найденную
ранее форму обучения комплексным подходам к организации гражданского
образования в школе – проблемно-целевые семинары «Обеспечение прав человека,
прав ребенка в деятельности образовательного учреждения» для педагогических
коллективов пермских школ. Цель семинаров – определение педагогическим
коллективом школы возможностей улучшения ситуации с правами человека
в конкретной школе. За два отчетных года проведено более 10 таких семинаров
в г.Перми и городах Пермской области. Кроме того, в 2003-2004 гг. организовано пять семинаров
по формированию системы гражданского образования и воспитания в школе
для директоров и завучей по воспитательной работе школ области. В 2003-2004 гг. Центр гражданского образования принял
участие в эксперименте по созданию института уполномоченных по правам
человека в школе. Инициатива принадлежала уполномоченному по правам
человека в Пермской области (ombudsman) С.Н. Матвееву. В соответствии
с его договоренностями с органами управления образованием в 2003/2004
учебном году в школах г.Перми и г.Нытва начали
работать по 10-12 школьных омбудсманов. Центр принял решение дать им
знания по теории и практике защиты прав человека в ходе 72-часового
курса. Принимая это решение мы исходили из того, что в условиях начавшегося
эксперимента следует максимально подробно разъяснить школьным
омбудсманам либеральные представления о правах человека, о нормативной
базе деятельности уполномоченного в образовательном учреждении, о возможностях
и способах практической защиты прав участников образовательного процесса
и о перспективах развития института школьного омбудсмана. В результате
были проведены две сессии семинара «Права, обязанности и ответственность
участников образовательного процесса» и круглый стол «Уполномоченные
по правам участников образовательного процесса: проблемы и перспективы».
Однако наши наблюдения за работой школьных омбудсманов свидетельствуют о том, что эффект от введения
этой должности достигается там, где сформировано школьное правовое пространство.
Там, где институт школьного омбудсмана не является частью некого справедливого
уклада школьной жизни, он оказывается мало востребованным. 6. Организация
олимпиад и конкурсов по правам человека для школьников. Проведение
олимпиад и конкурсов по правам человека в Перми и Пермской области становится
традицией. На наш взгляд это важная форма вовлечения молодежи в проблематику
прав человека. В 2003-2004 гг. состоялись III и IV олимпиады по
правам человека для пермских школьников, организованные нами при участии
Пермского филиала С.-Петербургского института внешнеэкономических связей,
экономики и права. Как в 2003, так и в 2004
г. в олимпиадах принимало участие более сотни школьников. IV олимпиада была открытой для команд из школ области;
в ней приняли участие ребята из Нытвы и Кунгура. В 2003 г. Центр гражданского образования и прав человека
в рамках «Детского проекта» Пермской ассамблеи впервые провел конкурс
школьных сочинений «У меня есть права» по проблематике прав человека
в школе. После распространения информационных материалов было получено
более 300 сочинений; авторы 40 работ, признанных лучшими, награждены
призами во время специальной церемонии, приуроченной к
Дню прав человека (10 декабря). Мы поняли, что такого рода действия чрезвычайно результативны
для продвижения ценностей прав человека в общественное сознание. Поэтому
мы собираемся сделать ежегодное проведение подобных акций традиционным.
В 2004 г. конкурс был проведен в очередной раз. Кроме того, Центр поддерживает конкурсы по проблематике
прав человека, проводимые другими государственными и общественными организациями
(«Права ребенка в новом веке» и т.п.). Наши сотрудники участвуют в них
в качестве экспертов, членов жюри и т.д. Внешкольное
просвещение в сфере прав человека
|
Бюджет Пермской области | 80.000 руб. |
Государственный департамент США | 199.550 руб. |
ИТОГО: | 279.550 руб. |
Бюджет Пермской области | 80.000 руб. |
Национальный фонд в поддержку демократии (NED) | 667.000 руб. |
Институт "Открытое общество" (Будапешт) | 203.000 руб. |
ИТОГО: | 950.000 руб. |