|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОЕКТ Государственная программа «Гражданское образование
населения Российской Федерации на 2006-2010
гг.» Паспорт Программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.»
Содержание
Программы 1. Введение Государственная программа «Гражданское образование населения Российской
Федерации на 2006-2010 гг.» (далее именуется — Программа) разработана по
инициативе Совета по содействию развития гражданского общества при Президенте
Российской Федерации, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Центра
гражданского образования Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, неправительственных организаций и в
соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Программа направлена на
удовлетворение потребностей российского общества и государства в формировании
гражданской культуры населения, основой которой являются права и свободы
человека и гражданина, гражданское участие, ответственность и правосознание. Программа ориентирована на создание условий для усиления
демократических основ российского общества и государства, развитие в Российской
Федерации правового государства и гражданского общества, создание механизмов
реализации государственной политики в сфере гражданского образования. В Программе определяются основные пути развития системы гражданского
образования, его основные компоненты, позволяющие формировать инициативного
гражданина, способного активно участвовать в создании гражданского общества и
правового государства. Программа основывается на
принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает
особенности современного развития российского общества и государства, тенденции
развития отечественной и зарубежной практики гражданского образования. Государственным заказчиком Программы является Совет при Президенте Российской Федерации по
содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. 2. Содержание проблемы
гражданского образования Важным
условием решения задачи создания в России гражданского общества и правового
государства, эффективной рыночной экономики является решение проблемы формирования
гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем
мировоззренческой, правовой экономической и политической культуры. Гражданское
образование — это общественно-государственная, социально ориентированная система
непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование
социально-политической компетентности, демократической культуры. Цель гражданского образования в
современных условиях — формирование гражданских качеств личности на
основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры. Гражданское образование
ориентировано на обучение основам жизни в демократическом обществе и правовом
государстве, правам человека и свободам человека и гражданина, культуре мира,
воспитание толерантности, социальной активности и ответственности. Недостаточный уровень развития правового государства, институтов и
традиций гражданского общества, обострение проблемы терроризма, проявления
экстремизма и ксенофобии, политическая пассивность и правовая некомпетентность
населения являются факторами сдерживающими национальное развитие, угрожающими
национальной безопасности России, что обуславливает необходимость разработки
государственной политики в отношении образования, направленного на воспитание
демократической гражданственности и механизмов последовательной реализации
такой политики. Выработка
и реализация единой государственной политики в области гражданского образования
в Российской Федерации, содействующей формированию демократической
гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании
образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое
участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов,
ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог
является актуальной задачей. Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития
отечественного образования, определяют гражданское образование как важнейший
фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования
новых жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием
цель готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и
правовом государстве, но и создавать их
[1]
свидетельствует о признании роли гражданского образования.
Необходимость выполнения этой задачи предполагает необходимость создание
системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни
человека, организации системной деятельности по повышению качества,
эффективности гражданского образования. Аксиологический подход в гражданском образовании может быть реализован
на основе взаимной адаптацииценностей
демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей и
традиций народного самоуправления. История многонационального народа России доказала значимость и важность
формирования таких моральных ценностей как патриотизм, служение Отечеству,
приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими,
милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, толерантность
(терпимость к другим культурам, народам, людям). Эти ценности могут быть
взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым
относятся гуманизм, индивидуальная свобода, права человека, равенство людей
перед законом, общественно-политическая активность, уважение к собственности,
материальное благосостояние как условие жизни, достойной человека.
Необходимость взаимной адаптации ценностей продиктована обострением глобальных
проблем человечества, перспективами его выживания и развития. Гражданское образование предполагает взаимную адаптацию ценностей демократии и отечественной культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций народного самоуправления, что создаст возможность преодоления авторитарных доминант политической и правовой культуры, укоренения демократических ценностей и процедур. Взаимная адаптация предполагает и обращение к традиционным ценностям национальных культур, которые сохраняют свою актуальность в меняющемся мире. В ряду гражданских ценностей особое место занимает
патриотизм. Важнейшей задачей гражданского образования является преодоление
искусственно созданного отрыва патриотизма от демократических ценностей,
искажения его сущности и содержания, противодействие ксенофобии, расовой и
национальной нетерпимости. Подлинный патриотизм не исключает, а предполагает
толерантность – уважительное отношение к другим людям, народам и культурам. В
процессе формирования гражданских компетентностей и ценностей особенно важным
является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений
многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также
культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности
выдающихся земляков. Формы и методы патриотического воспитания должны
способствовать реализации гражданского образования. При этом важно находить
оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными
ценностями, учитывая значимость их взаимодействия и взаимовлияния. Определение задач повышения эффективности и качества гражданского образования
как приоритетов национальной образовательной политики не является чем-то уникальным.
Гражданское образование, политическое образование или образование для
демократии является сегодня важным направлением развитием образования во многих
государствах мира и активно поддерживается международными организациями. В
частности, гражданское образование провозглашено общей целью образовательных
реформ в Европе. Сформулированы следующие рекомендации ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы государствам-членам
о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования: —
включить гражданское/демократическое образование в стратегии национального развития; —
государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать
гражданское/демократическое образование приоритетным в программах финансирования; — направлять деятельность всей образовательной системы на формирование
комплекса общих ценностей (права человека, политический плюрализм, верховенство
закона); — содействовать развитию непрерывного образования, основанному на идее,
что гражданское образование приобретается в течение всей жизни, при всех обстоятельствах
и во всех учебных средах; — выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно
социальные, коммуникативные, жизненные навыки и навыки участия; — использовать в интересах гражданского образования возможности
школьного уклада, неформального и скрытого содержания образования, социальное
окружение; — использовать гражданское образование как средство в борьбе с
насилием, ксенофобией, расизмом, агрессивным национализмом и религиозной
нетерпимостью; — продвигать международное сотрудничество в сфере гражданского
образования; —
выделять дополнительные ресурсы для адекватной поддержки инициатив в
демократическом образовании.
[2]
Необходимость подготовки Национальных программ развития гражданского
образования обусловлена также объявлением 2006 года Европейским годом гражданственности
через образование (Комитет экспертов Совета Европы, Страсбург,
27-28.04.2004 г.). Образование, направленное на воспитание демократической
гражданственности, рассматривается международными организациями в качестве
образовательной цели, критерия гарантии качества образования, инструмента социального
согласия и процесса непрерывного изменения образования. В Российской Федерации сформирован определенный опыт реализации программ
гражданского образования, в частности: — в нормативных правовых актах, определяющих государственную
образовательную политику, сформулирована роль гражданского образования, — наличие опыта концептуального оформления подходов к развитию данного
направления в российских условиях (Концепции развития гражданского образования); — успешная реализация программ и проектов развития
гражданского образования в отдельных образовательных учреждениях, на уровне
муниципалитетов и субъектов Российской Федерации (Архангельская, Брянская, Калининградская, Калужская, Орловская,
Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Ульяновская
области, Красноярский край, г. Москва, гг. Нижний
Новгород, Санкт-Петербург и др.); — наличие широкого опыта реализации различных моделей гражданского
образования в образовательных учреждениях и педагогических инициатив российского
уровня (Всероссийская олимпиада учащихся по граждановедению, Конкурс социальных
проектов учащихся «Я — гражданин России», Межрегиональная школа гражданского
образования и др.); — наличие
государственных и неправительственных организаций, содействующих реализации
гражданского образования, в том числе в системе повышения квалификации работников
образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования, межрегиональная
ассоциация «За гражданское образование», Российский центр гражданского образования,
Российский фонд правовых реформ, более 40 региональных центров и лабораторий
гражданского образования (Архангельская, Калужская, Омская, Орловская,
Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Ярославская области Красноярский,
Краснодарский край, гг. Н. Новгород, С. Петербург, и др.); — наличие разнообразных учебных пособий, дидактических материалов,
учитывающих современные достижения педагогической науки; — наличие периодических изданий, поддерживающих гражданское образование
(«Граждановедение», «Основы государства и права» и др.); — опыт сотрудничества с международными организациями и зарубежными
коллегами (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский Совет, Сивитас, DEEP, Deliberating in a Democracy,
КультурКонтакт, Citizenship Foundation, Matra и др); — наличие организационно оформленного профессионального сообщества
педагогов, неправительственных организаций, занимающихся вопросами гражданского
образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Российский центр гражданского образования,
межрегиональная ассоциация «За
гражданское образование», Молодежный центр по правам человека, Российский Фонд правовых реформ,
Фонд Парламентаризма, Общество «Знание», Московская школа прав человека,
Институт проблем гражданского общества, Ассоциация демократических школ,
Движение общественно-активных школ и др.). Система гражданского образования в Российской Федерации предусматривает
деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу,
организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и
неправительственными организациями; деятельность средств массовой информации,
научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и
освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности. Данные факторы обеспечили поддержку гражданского образования в России и
являются предпосылкой его дальнейшего развития. В то же время, несмотря на
имеющийся опыт и ряд позитивных тенденций создание комплекса необходимых
условий для организации эффективного гражданского образования в России не
завершено. В настоящее время отмечается недостаточный уровень политической и правовой культуры населения
Российской Федерации, обеспечения прав человека и основных свобод, реализации
положений государственной образовательной политики в массовую практику
образовательных учреждений и социальных институтов, подготовки работников образования
и социальной сферы для реализации программ гражданского образования, развития
программ гражданского образования в системе профессионального образования. В России отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых,
не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического
обеспечения системы непрерывного гражданского образования. Не определены
концепция, стандарты, отсутствует единство в отношении ценностных оснований
гражданского образования. Образовательный процесс в массовой практике не
ориентирован на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве
сознательных и активных граждан демократического общества. Разработка и реализация системы мер по формированию гражданских
компетентностей и правовой культуры населения является комплексной задачей, что
обусловило создание Государственной Программы гражданского образования
населения Российской Федерации. 3. Основные цели и задачи Программы Цели Программы:
–
Формирование и реализация государственной политики в области гражданского образования
населения Российской Федерации;
–
Создание эффективной системы непрерывного гражданского образования в России. Достижение
указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач: — формирование комплекса теоретического,
нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы
гражданского образования в России; — Развитие многоуровневой системы непрерывного (на
протяжении всей жизни) гражданского образования населения Российской Федерации; — создание системы государственной поддержки
гражданского образования населения Российской Федерации; - реализация международных обязательств Российской
Федерации, вытекающих и международных документов и актов ООН, ЮНЕСКО, Совета
Европы в сфере образования. 3.
Основные направления программной деятельности по
реализации целей и задач Основными направлениями программной деятельности
являются: - Формирование теоретико-методологической базы
гражданского образования населения Российской Федерации; - Создание нормативно-правовых основ системы гражданского
образования в России; - Создание системы
государственной поддержки гражданского образования; - Разработка механизмов
взаимодействия органов власти и гражданского общества в целях развития
гражданского образования. - Популяризация гражданского
образования в средствах массовой информации, повышение роли СМИ в формировании
гражданских качеств личности. В рамках реализации данных направлений Программы
мероприятия Программы будут ориентированы на:
–
Обеспечение государственной поддержки гражданского образования со
стороны органов власти всех уровней, местного самоуправления и институтов общества.
–
Постановку задачи гражданского образования в качестве приоритета
российской образовательной политики, основывающейся на координации действий
государственных и неправительственных структур.
–
Формирование и обеспечение стабильной деятельности системы непрерывного
гражданского образования населения России, достижение существенного прогресса в
распространении знаний о правах человека и их защите, демократии, гражданском
обществе, обновления на основе современных достижений науки и практики
содержания общего и профессионального образования.
–
Охват программами гражданского образования всех социальных групп и
слоев населения России.
–
Создание и осуществление системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров для обеспечения деятельности системы непрерывного
гражданского образования.
–
Распространение отечественного и зарубежного опыта гражданского образования.
–
Расширение международного сотрудничества в области гражданского образования. Программой определена
последовательность решения комплекса поставленных задач с учетом сложившихся к
настоящему времени тенденций в области демократизации основных сфер жизни
общества 4. Сроки и этапы реализации Программы Мероприятия программы охватывают период 2006—2010 гг. Программа имеет следующие этапы реализации: 1 этап (2006
г. — 2007 г.) — развитие
условий гражданского образования, подготовка организационных основ и разработка
нормативно-правовой базы реализации Программы; — изучение и обобщение
лучшего опыта гражданского образования; — стимулирование участия государственных
и общественных институтов в реализации Программы; — разработка федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих программ,
планов действий; — создание Федерального центра гражданского образования,
обеспечивающего координацию деятельности по реализации программы; — определение базовых организаций, учреждений, осуществляющих апробацию
технологий внедрения гражданского образования в государственном и негосударственном
секторе. 2 этап (2008 — 2009 гг.) — Создание
инфраструктуры непрерывного гражданского образования; — Апробация
механизмов и технологий непрерывного гражданского образования, подготовка их к
внедрению в массовую практику; — Организация
подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных и
муниципальных служащих, работников образования и социальной сферы по соответствующим
направлениям гражданского образования; — Издание
научной и учебно-методической литературы; — Создание
системы мониторинга гражданского образования; — Расширение
ресурсного обеспечения Программы, в первую очередь со стороны бюджетов всех
уровней, привлечение внебюджетных средств к реализации мероприятий Программы; — Экспертиза
полученных результатов. 3 этап (2010 гг.) — Внедрение
программ гражданского образования в массовую практику образовательных
учреждений, институтов государства и общества; — Развитие
механизмов ресурсного обеспечения системы гражданского образования. Программа ориентирована на все социальные
слои и возрастные группы населения Российской Федерации. Приоритетными целевыми группами являются:
дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители
неправительственных организаций, государственные и муниципальные служащие. 5. Система мероприятий Программы Цели
и задачи Программы реализуются системой мероприятий. Программа состоит из 5
разделов и перечня программных мероприятий: 1.
Формирование концептуальной базы гражданского образования населения Российской
Федерации Цель мероприятий данного раздела — создание
концептуальной базы гражданского образования на основе:
–
привлечения научных и общественных деятелей к теоретическому
исследованию проблемы формирования гражданских качеств личности, проведение
научных разработок по данному вопросу;
–
разработки научного обеспечения гражданского образования применительно
к российским условиям;
–
разработки федеральной концепции государственной политики по
формированию гражданственности у населения России. В результате система гражданского образования получит
адекватное теоретическое обоснование. 2. Формирование нормативно-правовой базы гражданского образования Нормативно-правовой база
является необходимым условием становления и развития государственной политики в
области гражданского образования. Мероприятия данного раздела предусматривают: - подготовку проекта
Федерального Закона «О гражданском образовании» и других нормативных актов,
предусматривающих законодательное определение прав, полномочий и
ответственности, механизма взаимосвязи и взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного
самоуправления и неправительственных организаций по вопросам гражданского
образования;
–
разработку государственных образовательных стандартов, образовательных
программ и требований в сфере гражданского образования. 3 . Создание системы
государственной поддержки гражданского образования. Цель мероприятий данного
раздела программы – создание в Российской Федерации системы государственной
поддержки гражданского образования. Предусматривается реализация комплекса
мероприятий и технологий, обеспечивающих эффективность государственной политики
по внедрению в социальную практику гражданского образования. В него входят:
—
подготовка, организация
общественного обсуждения и представление на утверждение уполномоченным органам
проектов нормативных актов, регламентирующих организацию и содержание системы
непрерывного гражданского образования в Российской Федерации;
—
создание
государственно-общественных органов, координирующих вопросы развития гражданского
образования в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации,
муниципальных образованиях;
—
разработка программ,
подпрограмм (перечней, планов) развития гражданского образования
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
неправительственными организациями;
—
разработка, апробация и
внедрение программ, учебников и учебных пособий, методик для всех уровней
системы непрерывного гражданского образования;
—
разработка и реализация
моделей непрерывного гражданского образования, анализ и обобщение полученного
опыта;
—
отработка механизмов
взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями,
средствами массовой информации, представителями крупного, среднего и малого
бизнеса в целях развития гражданского образования;
—
организация подготовки,
переподготовки и повышения квалификации в области гражданского образования
государственных и муниципальных служащих, педагогических, научных и др. кадров,
представителей неправительственных организаций;
—
разработка и реализация мер
по обеспечению условий для реализации гражданского образования в системе
дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
—
организация просветительской
работы с населением;
—
популяризация гражданского
образования, деятельности, направленной на формирование демократической
гражданственности, культуры толерантности, ценностей прав человека;
—
создание
государственно-общественных центров гражданского образования в субъектах
Российской Федерации;
—
обеспечение взаимодействия
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
образовательных учреждений всех типов и видов, неправительственных организаций
в целях развития гражданского образования;
—
организация внедрения
результатов мероприятий Программы в массовую практику институтов общества и
государства;
—
разработка системы
государственно-общественного мониторинга состояния гражданского образования,
организация изучения общественного мнения. 4. Разработка механизмов взаимодействия органов власти и гражданского общества
в целях развития гражданского образования. Данное программное
направление предусматривает систему мер государственной поддержки институтов
общества в области гражданского образования, создания условий повышения его
эффективности. Гражданское образование связывает проблематику взаимодействия
государственных и неправительственных организаций с процессом становления
гражданского общества. В этой связи, Программа — новый этап становления гражданского
общества в России: В ходе реализации Программы предполагается:
—
организация участия в реализации мероприятий Программы неправительственных
российских и международных организаций. Размещение государственного заказа на
участие в реализации мероприятий программы на равных условиях для всех субъектов;
—
привлечение специалистов, работающих в сфере неформального образования,
к разработке нормативной и методической базы гражданского образования,
реализации Программы;
—
обеспечение оценки, поддержки и
внедрения программ и проектов неправительственных организаций;
—
привлечение неправительственных организаций к работе с воспитателями
молодежи. Создание партнерств, консорциумов органов государственной власти,
органов местного самоуправления и неправительственных организаций;
—
консолидация и координация деятельности общественных объединений и
организаций по организации просветительской работы в области гражданского
образования, основанного на основных правах и свободах человека;
—
организация и проведение конференций, гражданских форумов, семинаров и
иных массовых мероприятий, посвященных закреплению
в содержании образования таких ценностей как права и свободы человека,
инициативному и активному участию в жизни общества, уважению к истории и
культуре народов Российской Федерации, ответственности, толерантности, миру,
отказу от насилия, межкультурному диалогу и т.п. 5. Популяризация гражданского образования в средствах массовой информации,
повышение роли СМИ в формировании гражданской культуры населения. Информационные средства
являются существенным фактором обеспечения гражданского образования.
Организация участия печатных и электронных средств массовой информации к
решению задачи формирования гражданских качеств личности обеспечивается через:
—
содействие освещению вопросов гражданского образования в средствах
массовой информации, проведение информационных кампаний в средствах массовой информации;
—
организация
информационного обеспечения деятельности системы непрерывного гражданского
образования населения России;
—
содействие организации в СМИ постоянно действующих рубрик по вопросам
гражданского образования;
—
создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития
гражданского образования. Мероприятия Программы направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных
и скоординированных по времени и ресурсам. Перечень мероприятий Программы представлен в
таблице «Мероприятия по реализации государственной Программы «Гражданское образование населения Российской
Федерации на 2006-2010 годы» (Приложение ). 6. Механизм
реализации Программы. Организация
управления Программой Реализация программы организуется государственным заказчиком и осуществляется
в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Механизм реализации Программы основывается на опоре на общество —
широкое привлечение неправительственных организаций к участию в Программе, для
чего государственный заказчик Программы, формирует и организует работу
следующих общественных органов: Совет управления Программой Совет управления Программой формируется из представителей исполнителей
Программы, неправительственных организаций, образовательных учреждений. Совет
рассматривает вопросы реализации Программы, участвует в проведении конкурсов на
право исполнения мероприятий Программы
организует экспертизу технических заданий и результатов наиболее крупных
проектов, оценку результатов Программы в целом; готовит предложения по
изменению и уточнению планов реализации Программы. Общественный Совет Программы Общественный Совет
Программы формируется из представителей неправительственных организаций,
образовательных учреждений, средств массовой информации. Совет оказывает
консультационную помощь государственному заказчику Программы, организует
общественную экспертизу процесса реализации Программы, а также обеспечивает участие
неправительственных организаций в принятии решений и реализации мероприятий
Программы. Общественный совет Программы обеспечивает контроль за целевым использованием
финансовых средств, обсуждает предложения по уточнению перечня мероприятий
Программы и сроков их реализации. Исполнителями мероприятий
программы являются государственные органы власти. Исполнитель мероприятий
программы: — разрабатывает подпрограммы
с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию (с
расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому
источнику и по годам); — организует и проводит
конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации подпрограмм в
соответствии с законодательством Российской Федерации; — определяет источники
финансирования подпрограмм, организует привлечение внебюджетных средств, а
также средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления (по вопросам реализации мероприятий Программы, в которых они принимают
участие); — обеспечивает реализацию
указанных подпрограмм. Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации: — разрабатывают региональные
программы (перечни, планы) гражданского образования населения с включением в
них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и
осуществляют их реализацию; — обеспечивают
финансирование мероприятий региональных программ (перечней, планов) за счет
собственных средств. Органы местного
самоуправления и поселения: — разрабатывают муниципальные
программы (перечни, планы) гражданского образования населения с включением в
них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и
осуществляют их реализацию; — обеспечивают
финансирование мероприятий муниципальных подпрограмм (перечней, планов) за счет
собственных средств. Реализация мероприятий
Программы осуществляется путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных
средств среди исполнителей мероприятий, которые определяются на конкурсной
основе в соответствии с соответствии Законом Российской Федерации от 6 мая 1999
г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных нужд». Выбор исполнителей (соисполнителей) отдельных
проектов/мероприятий Программы осуществляется на основе конкурса в соответствии
с законодательством. Условия конкурсов и требования к участникам публикуются в
открытой печати. 7.
Ресурсное обеспечение программы Реализация
Программы осуществляется за счет целевых средств, ежегодно выделяемых из
федерального бюджета, средств из внебюджетных источников. Финансирование
Программы за счет Федерального бюджета будет осуществляться на основе
соглашения между Государственным Заказчиком Программы и органами Исполнительной
власти субъектов Российской Федерации. Участие
в реализации мероприятий программы органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется на условиях
совместного финансирования за счет средств соответствующих бюджетов. Общие
расходы на программу прогнозируются в размере 372 млн. рублей. В том
числе затраты на реализацию Программы путем выделения средств федерального
бюджета 297 млн.рублей, планируемое привлечение средств из бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств
составляет 441,5 млн. рублей. 8. Оценка
эффективности социально-экономических последствий реализации
Программы Результатами Программы являются: — выработка и реализация единой государственной политики в области
гражданского образования в Российской Федерации; — создание и организация стабильной работы системы непрерывного гражданского
образования всех возрастных групп населения России, включающей в себя соответствующие
государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий,
направленных на формирование у людей определенного мировоззрения, основанного
на демократических ценностях, правосознании; — закрепление в содержании образования таких ценностей как права и
свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к
истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность,
мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п. Конечным результатом выполнения Программы должно стать обеспечение в
Российской Федерации комплекса условий эффективного образования, направленного
на воспитание демократической гражданственности, реализуемого общими усилиями
российского общества и государства в интересах полного и всестороннего развития
человеческой личности, ее социализации, воспитания на основе демократических
ценностей, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и
культуры прав человека у населения страны. И как следствие этого — устойчивое
развитие Российской Федерации, формирование гражданского общества и укрепление
основ демократического правового государства.
Приложение к проекту государственной программы «Гражданское образование
населения Российской Федерации на 2006-2010 годы» Мероприятия по реализации государственной
программы «Гражданское образование населения
Российской Федерации на 2006 - 2010 г.г.»
[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
[2]
«План
действий на Десятилетие образования в области прав человека ООН (1995-2004)»;
Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества
поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы
(ООН, 1998); Заключительная декларация Второго Саммита Государств
и Правительств — членов Совета Европы (Страсбург, 10-11.10. 1997г.);
Декларация и программа образования, направленного на воспитание демократической
гражданственности, основанной на правах и обязанностях граждан (принята
Комитетом Министров Совета Европы, Будапешт, 07.05.1999); Декларация
принципов толерантности» (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции
ЮНЕСКО от 16.11.1995); Варшавская декларация принципов демократии
(Форум министров иностранных дел «Сообщество демократий», Варшава,
июнь 2000г.); Решение об объявлении 2005 года Европейским годом гражданственности
через образование (Комитет экспертов Совета Европы, Страсбург, 27-28.04.2004г.);
«Глобальный стратегический план развития демократического образования»,
Совет за Сообщество Демократий, Территаун, июнь 2003г.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакты
Адрес: 614010, г.Пермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26 Тел./ факс: (342) 240-89-54 e-mail: civedu@perm.raid.ru |