|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Андрей Суслов* Определенную пользу нововведение, несомненно, принесет. Особенно в тех регионах, где учителя уже подготовлены к преподаванию прав человека. Но в тех случаях, когда этот предмет обяжут вести человека, не подготовленного и/или не желающего, результат будет негативный. Все дело в том, что права человека – особый тип предмета, требующий особых подходов. Освоение прав человека возможно только в рамках педагогики сотрудничества. Авторитарная педагогика, которая может дать неплохие результаты при обучении физике или истории, здесь не срабатывает. В нашей школе, к сожалению, большинство педагогов видят учеников в качестве объекта обучения, «сосуда» для наполнения знаниями. Не лишним будет напомнить, что в педагогике, как и в медицине, должен действовать принцип «не навреди». Обучение правам человека при использовании методов, унижающих человеческое достоинство, воспитает не уважение, а пренебрежение к правам человека. Поэтому в школе необходимо не вводить обязательный предмет, а обеспечить возможность педагогам, причем не только обществоведам, вести занятия по правам человека в рамках своих учебных дисциплин, в виде специального курса, классных часов и т.д. Одновременно необходимо создать условия для получения учителями соответствующей квалификации. Может возникнуть вопрос: что может мотивировать учителей к освоению нового и необычного предмета? Творческие стремления будут мотивировать меньшую часть из них. Большую часть, по-видимому, можно будет мотивировать с помощью введения профессиональных стандартов для учителей и соответствующих критериев аттестации для образовательных учреждений. Но это на будущее. В настоящее время лучше заняться созданием условий для освоения прав человека всеми участниками образовательного процесса: и учащимися, и их родителями, и учителями. Стоит подчеркнуть, что права человека невозможно освоить только сидя на уроках, даже на хороших и интересных, даже при наличии «нескучных» учебников. Их освоение возможно только в рамках продуманной воспитательной системы. Несомненно, необходимы и интеграция прав человека в целый ряд учебных дисциплин, и, тем более, уважение прав учащихся всеми учителями. Если на одном уроке будут говорить о правах, а на другом будут их нарушать – ничего хорошего не выйдет. Если школа живет как демократическая республика, где уважаются права человека, где действуют закрепляющие эти права правила и практики, в этих условиях происходит реальное освоение прав человека. Поэтому желательно больше усилий стоило бы приложить для развития школьной демократии. Введение же новых дидактических единиц (предмет права человека) – ход бюрократический, он в большей степени создает видимость решения проблемы, чем решает ее. P.S. Здесь мы не касаемся вопроса об обучении правам человека в вузах, где процесс обучения строится по-другому. В вузах, особенно, в юридических и педагогических, такая дисциплина необходима. Необходимо вводить ее в вузовские стандарты, вносить права человека в число ваковских специальностей и т.д.
_____________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакты
Адрес: 614010, г.Пермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26 Тел./ факс: (342) 240-89-54 e-mail: civedu@perm.raid.ru |