На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 


Андрей Суслов*

Итак, министр образования публично заявил о намерении ввести предмет «права человека» в школьную программу. Обучать правам человека молодых людей, безусловно, необходимо. Но весь вопрос в том, как это делать. Несмотря на то, что инициатива принадлежала уполномоченному по правам человека в РФ, есть основания полагать, что такой способ приобщения школьников к правам человека принесет больше вреда, чем пользы.

Определенную пользу нововведение, несомненно, принесет. Особенно в тех регионах, где учителя уже подготовлены к преподаванию прав человека. Но в тех случаях, когда этот предмет обяжут вести человека, не подготовленного и/или не желающего, результат будет негативный. Все дело в том, что права человека – особый тип предмета, требующий особых подходов. Освоение прав человека возможно только в рамках педагогики сотрудничества. Авторитарная педагогика, которая может дать неплохие результаты при обучении физике или истории, здесь не срабатывает. В нашей школе, к сожалению, большинство педагогов видят учеников в качестве объекта обучения, «сосуда» для наполнения знаниями.

Не лишним будет напомнить, что в педагогике, как и в медицине, должен действовать принцип «не навреди». Обучение правам человека при использовании методов, унижающих человеческое достоинство, воспитает не уважение, а пренебрежение к правам человека.

Поэтому в школе необходимо не вводить обязательный предмет, а обеспечить возможность педагогам, причем не только обществоведам, вести занятия по правам человека в рамках своих учебных дисциплин, в виде специального курса, классных часов и т.д. Одновременно необходимо создать условия для получения учителями соответствующей квалификации.

Может возникнуть вопрос: что может мотивировать учителей к освоению нового и необычного предмета? Творческие стремления будут мотивировать меньшую часть из них. Большую часть, по-видимому, можно будет мотивировать с помощью введения профессиональных стандартов для учителей и соответствующих критериев аттестации для образовательных учреждений. Но это на будущее. В настоящее время лучше заняться созданием условий для освоения прав человека всеми участниками образовательного процесса: и учащимися, и их родителями, и учителями.

Стоит подчеркнуть, что права человека невозможно освоить только сидя на уроках, даже на хороших и интересных, даже при наличии «нескучных» учебников. Их освоение возможно только в рамках продуманной воспитательной системы. Несомненно, необходимы и интеграция прав человека в целый ряд учебных дисциплин, и, тем более, уважение прав учащихся всеми учителями. Если на одном уроке будут говорить о правах, а на другом будут их нарушать – ничего хорошего не выйдет.

Если школа живет как демократическая республика, где уважаются права человека, где действуют закрепляющие эти права правила и практики, в этих условиях происходит реальное освоение прав человека.

Поэтому желательно больше усилий стоило бы приложить для развития школьной демократии. Введение же новых дидактических единиц (предмет права человека) – ход бюрократический, он в большей степени создает видимость решения проблемы, чем решает ее.

P.S. Здесь мы не касаемся вопроса об обучении правам человека в вузах, где процесс обучения строится по-другому. В вузах, особенно, в юридических и педагогических, такая дисциплина необходима. Необходимо вводить ее в вузовские стандарты, вносить права человека в число ваковских специальностей и т.д.

_____________________________________

*Андрей Борисович Суслов, доктор ист. наук, профессор, зав. кафедрой новой и новейшей истории России Пермского государственного педагогического университета; директор Центра гражданского образования и прав человека (о деятельности Центра см.: http:// pcgo.narod.ru)

На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz