Публикации
сотрудников Центра гражданского
образования и прав человека
Андрей
Суслов
Терроризм
и государственный террор
Вопрос о террористической угрозе и о возможностях
противодействия террористам сегодня является предметом широкой общественной
дискуссии. Спектр подходов – самый разнообразный: от
жестко авторитарных до ультралиберальных. Уровень обсуждения также разный: от рафинированно научного до обывательского. К сожалению, обывательские
представления о проблеме часто получают отражение не только в освещении
ее в средствах массовой информации, но и в видении ее людьми, принимающими
решения.
Расхождения начинаются с попыток определить,
что такое терроризм. Замечу, что имеются сотни дефиниций. Поэтому, оставляя
попытки дать всех устраивающее определение, хотелось бы обратить внимание
на некоторые черты, характеризующие явление. Акции террористов всегда
направлены на устрашение общества. С помощью устрашения террористы стремятся
подтолкнуть к каким-либо действиям. При этом террористы не всегда заявляют
открыто о своих целях.
Иногда терроризм трактуется чрезмерно широко. При таком подходе
террористами становятся Иван Грозный, Сталин, Гитлер, Пол Пот и другие
жестокие диктаторы. Действительно, ужас своими действиями тираны наводили,
однако при этом они опирались на силу государственной власти. Такого типа
политику обычно называют государственным террором. Террористы же не имеют
в своих руках такой инструмент, как государственная власть. В этом смысле
мы можем назвать терроризм оружием слабых.
Заметим, что государственный террор как явление значительно старше
терроризма. В известном смысле терроризм можно причислить к плодам развития
цивилизации. Современный терроризм вряд ли был бы возможен без широкого
распространения гуманистических ценностей, в частности, без широкого распространения
представлений об особой ценности человеческой жизни. Можно ли представить
ситуацию, что какие-то террористы пытаются предъявить требования Сталину
или Мао, захватив автобус с мирными жителями? Очевидно, что подобная акция
заведомо обречена на провал, поскольку человеческая жизнь для диктаторов
ценности не имела. Общество также не имело никакой возможности повлиять
на принимаемые властью решения.
Сегодня для государств с неокрепшей демократией угрозой является
не только терроризм как таковой, но и государственный террор. При этом
последняя опасность представляется отнюдь не меньшей.
Какие обстоятельства следует учитывать, взвешивая ту и другую опасности?
Следует признать, что полное искоренение терроризма невозможно.
Как невозможно ликвидировать преступность. Терроризм порождается рядом
экономических, политических, социальных, культурных причин, анализ которых
не является предметом данных рассуждений. Уничтожая сегодняшних террористов
невозможно предотвратить появление террористов завтра. Мы можем только
свести террористическую опасность к определенному минимуму.
Людям полезно оценить опасность реально, сравнив с другими опасностями,
подстерегающими их на протяжении всей жизни. Да, последствия террористических
актов ужасны. Но стоит ли ради победы над терроризмом доводить общество
до самоубийства? В автомобильных катастрофах ежегодно погибает во много
раз больше людей, но никому не приходит в голову отказываться от автомобиля.
Но террористическая опасность для людей страшнее. Ужас настолько велик,
что люди в обмен на безопасность готовы отказаться от таких фундаментальных
ценностей, как демократия, права человека, верховенство права и т.д. Террористы
таким образом достигают одной из своих целей: террористическая угроза
видится людям значительно большей величиной, чем она есть.
Такое положение дел играет на руку власти. Власть требует для себя
все больше и больше полномочий в обмен на права человека. Заметим, что
полномочий власти никогда не хватает. Вектор требований власти объективно
направлен в сторону тотального контроля и государственного террора. Сегодня
власть ведет разговор о поголовной дактилоскопии, завтра потребует вживление
микрочипов в головной мозг. Сегодня власть выступает за упрощенную и удлиненную
процедуру следствия по террористическим делам, завтра потребует казнить
террористов без суда.
Многие не задумываются о том, что в истории человечества подобные
вещи уже происходили. Достаточно вспомнить советский «закон от 1 декабря
1934 г.», раскачавший маятник государственного террора.
Еще меньше людей задумывается о том, что власть требует новых и
новых полномочий, поскольку не справляется со своими обязанностями. Мы
платим налоги, в том числе затем, чтобы власть обеспечила нашу безопасность.
Но власть не хочет признавать свое фиаско. Она начинает морочить нам голову
тем, что опасность слишком велика (играя на руку террористам) и требует
больше и больше денег, требует по частичке отдать свои свободы.
Если запуганное террористами общество уступит власти, оно рискует
утратить все то, к чему шло веками. И это будет совсем другое общество.
Таким образом, выбирая инструменты противодействия терроризму,
всегда следует взвешивать, не приведет ли их использование к чрезмерному
риску продвижения к тотальному контролю и государственному террору. Границей,
за которую власти нельзя переступить при проведении антитеррористических
мероприятий, должно стать соблюдение прав человека.
Поэтому
продвижение прав человека как универсальной ценности, ценности на все
времена, в том числе времена не благополучные, необходимо для укрепления
подлинной безопасности людей, понимаемой не узко, как безопасность от
терроризма обеспечиваемая государством, а широко, включая безопасность
от ущемления человеческого достоинства со стороны государства.
|