Андрей
Суслов
Гражданское образование и формирование
либеральных ценностей в современной России
Современная ситуация в России противоречива и неоднозначна. С
одной стороны, за последнее время усилились авторитарные тенденции в
управлении страной, произошла концентрация власти в руках Президента,
механизмы правового государства не получили должного развития, обозначилась
тенденция возвращения к государственному произволу. Налицо наступление
на свободу слова. Равнодушие большинства населения позволяет режиму
продолжать военные действия в Чечне, сопровождающиеся массовым нарушением
прав человека. События, связанные с захватом заложников в театральном
здании на Дубровке в октябре 2002 г., наглядно продемонстрировали, что
власть навязывает обществу свое видение и способы решения проблем. Власти
во многом удается, опираясь на стереотипы традиционной, подданнической
культуры, сохранить представления о необходимости «сильного» (т.е. обладающего
военной мощью и не стесняющегося произвольно применять насилие для наведения
порядка) государства, о неизбежности произвола при взаимодействии власти
и личности и в межличностных отношениях, о бесперспективности правовых
способов разрешения конфликтов.
Тем
не менее последние 15 лет не прошли даром. Гражданское
общество показало, что оно является достаточно влиятельным общественным
институтом. Гражданский форум (ноябрь 2001 г.) обозначил необходимость
сотрудничества власти с гражданским обществом. При этом кремлевским политологам
не удалось реализовать свой сценарий «приручения» гражданского общества, а
гражданскому обществу не удалось добиться решения большей части своих проблем с
помощью, казалось бы, найденных переговорных механизмов. Этому способствовало
не только нежелание власть предержащих делать встречные шаги, но и общественная
инерция, недостаточная активность и компетентность организаций, составляющих
гражданское общество.
Но, все же,
гражданское общество продвинулось вперед за последний год. В Москве, Перми и
некоторых других регионах получило развитие ассамблейное движение -
консолидация общественных организаций вокруг социально значимых проблем.
Тем не менее, общественным сознанием весьма слабо
восприняты идеалы гражданского общества, правового государства, прав
человека и т.д. Из статьи Т.Гербера и С.Мендельсон «Граждане России
о правах человека», написанной по материалам социологических исследований
(сентябрь-октябрь 2001 г.) явствует, что гражданские свободы являются
ценностью не более, чем для пятой части наших
сограждан. А «три четверти опрошенных считают, что, когда речь заходит
об общественном порядке и безопасности, например о борьбе с преступностью,
с терроризмом и/или коррупцией, нарушения прав человека оправданны»
[1]
.
Правовое
сознание россиян, как пожилых, так и молодых, явно не соответствует решению задачи
построения демократического российского общества. Это
на руку чиновникам разных мастей, олигархам и прочим. Власти кажется, что
обществом легче управлять, используя механизмы авторитарности, «порядка»,
державной силы, но отнюдь не прав человека. Сложившемуся режиму очень трудно
усвоить идеи толерантности, приоритета прав человека, правового государства. Да
и для общества в целом это непросто. Понятия демократии, прав человека,
плюрализма и т.п. звучат для многих как нечто отвлеченное, не затрагивающее
существа их жизни. Действительность, к сожалению, демонстрирует неуважение
новых “хозяев жизни” к праву вообще и к правам человека в частности, да и
прямое попрание правовых норм, остающееся безнаказанным. Отсюда правовой
нигилизм, жестокость, нетерпимость к чужому мнению. Отсюда пассивное неучастие
большой части молодежи в демократических реформах.
Все
это обуславливает необходимость развития гражданского образования,
направленного на формирование либеральных ценностей. Заметим, что сейчас в
России заговорили о воспитании гражданственности, однако это часто понимается
лишь как патриотическое воспитание, а иногда акцент ставится на
военно-патриотическое воспитание. То есть, державные идеологи под флагом
гражданского образования не прочь подогреть имперские амбиции, от которых не
свободна значительная часть россиян. Не углубляясь в эту тему, далее мы будем
вести речь о гражданском образовании, связанном с формированием либеральных
ценностей. Очевидно, что без изменения общественного сознания успехи построения
демократии современного типа будут весьма иллюзорными.
При
всей сложности проблемы можно утверждать, что возможности изменения ситуации в
желательном для нас направлении все же имеются. Наилучшие перспективы развития
гражданского воспитания открываются в сфере государственного образования.
Гражданское образование хорошо вписывается в федеральную концепцию модернизации
образования, рассчитанную до 2005 г. Можно развить идеи этой концепции,
поставив вопрос о знаниях учителей по правам человека, умениях и навыках по их
соблюдению и формированию гражданственности, как о педагогической
компетентности. Кроме того, сейчас в Министерстве образования РФ обсуждается
целый ряд проектов развития гражданского образования. При Комитете по
образованию и науке Государственной Думы России с января этого года заработал
Общественный экспертный совет по гражданскому образованию и образованию в
области прав человека. Интересный опыт гражданского образования в школе
накоплен в Москве, С.-Петербурге, Самаре, Красноярске, Рязани, Ростове-на-Дону.
Пермская Школа прав человека за четыре года работы заложила основы
функционирования системы обучения правам человека в школе. Важно, чтобы усилия
творческих коллективов, занимающихся гражданским образованием на практике,
попали в резонанс с деятельностью государственных структур.
Кроме
того, имеются перспективы развития гражданского образования в иных ведомствах.
Любопытно, что МВД обогнало Министерство образования и уже в течение двух лет
внедряет преподавание прав человека в высших учебных заведениях МВД. Пермская
Школа прав человека организовала пилотный курс
обучения правам человека начинающих сотрудников милиции в учебном центре
областного ГУВД. Необходимы усилия для развития гражданского образования в
силовых ведомствах, да и во всех государственных структурах.
В
развитии гражданского образования немалую помощь может оказать использование
опыта западных демократий, в частности, Соединенных Штатов Америки.
В
качестве примера можно взять деятельность творческой группы выпускников российско-американских
программ уральского региона, взявшихся за разработку методического пособия по
гражданскому образованию на уроках английского языка в школе. Показательно, что
в предмет, казалось бы, далекий от обществознания, можно с успехом интегрировать
задачи формирования гражданской позиции. Ненавязчивость и активные формы подачи
опыта демократии, конкретные примеры функционирования правового государства,
защиты общественных интересов, проявления гражданственности - все это
способствует усвоению и принятию либеральных ценностей.
В
целом, американский опыт заслуживает большего внимания в контексте гражданского
образования. Творческое его использование позволяет убеждать людей, что
гражданственность - это не только уважение к государственным символам и защита
родины. Это еще и гражданское неповиновение Генри Торо.
Это еще и борьба Мартина Лютера Кинга против законов своей страны. Это и
гражданский поступок двух малоизвестных журналистов, раскрутивших махину
Уотергейта. Гражданской позицией может стать и сжигание американского флага,
если это протест ветерана против вьетнамской войны.
Выпускники российско-американских обменных программ, получившие
опыт непосредственного восприятия демократии в США, при поддержке заинтересованных
российских и американских организаций, могли бы сделать достаточно много
для продвижения либеральных ценностей в России.