.......С 5 мая
1998 г. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
стала частью российской правовой системы. В течение четырех лет, пока
Россия не проиграла свое первое дело в Европейском суде, мало кто всерьез
задумывался о том, насколько мощный инструмент защиты прав человека
появился у россиян. Да и сейчас, не только подавляющее большинство жителей
нашей страны, но и масса юристов (судей, адвокатов и т.д.) плохо представляют
себе механизмы воздействия Европейского суда на отправление правосудия
в России.
Большинство россиян
по-прежнему воспринимает любой суд как карательный орган, а не как средство
достижения справедливости. Суду не доверяют, в суд не любят обращаться
и обращаются в суд крайне редко. О суде в далеком Страсбурге многие
просто не слыхали, а для большинства узнавших о нем правосудие длиной
в 3-5 лет теряет всякий интерес. Это не удивляет, если принять во внимание
российский менталитет. Больше удивляет игнорирование международных норм
защиты прав человека адвокатами и судьями. Да и правозащитники зачастую
недооценивают серьезность последствий исполнения решений Европейского
суда.
Весьма показательно
в этом отношении первое проигранное Россией в Европейском суде дело
«Бурдов против России». Анатолий Бурдов в течение 10 лет не мог получить
положенную ему в компенсацию за вред причиненный его здоровью в то время,
когда он был мобилизован на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской
АЭС. Судебные решения 1997, 1999 и 2000 годов, принятые в его пользу,
не выполнялись. Характерно, что поданная Бурдовым жалоба в Европейский
суд возымела действие еще до слушаний. Сразу после того, как она была
коммуницирована российским властям, Бурдову была выплачена причитающаяся
в соответствии с решениями национальных судов задолженность. Заметим,
не останавливаясь на этом подробно, что заявитель утверждал, что пеня
за задержку оказалась ниже причитавшейся ему. Таким образом, уже сам
факт обращения в Европейский суд позволил добиться прогресса в отстаивании
истцом своих прав.
Слушания и вынесение
решения Судом (7 мая 2002 г.) позволили добиться большего. Суд постановил,
что в данном случае имело место нарушение права на справедливое судебное
разбирательство (ст.6 Европейской Конвенции). В решении Суда подчеркивалось,
что исполнение судебного решения, принятого любым судом, должно рассматриваться
как составляющая "судебного разбирательства" по смыслу Статьи
6 Конвенции, что право на доступ к правосудию, «было бы иллюзорным,
если бы правовая система государства - участника Европейской Конвенции
допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное
к исполнению, оставалось бы недействующим в отношении одной стороны
в ущерб ее интересам». Поэтому, согласно постановления Суда, «финансовые
трудности, испытываемые властями государства-ответчика, не должны были
препятствовать заявителю получить причитающееся ему в результате выигрыша
судебного дела о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате
чрезвычайных работ по ликвидации аварии».
Суд также признал
нарушенным и право заявителя на собственность (Статья 1 Протокола N
1 к Конвенции): «не исполнив решения Шахтинского городского суда, власти
государства-ответчика лишили заявителя возможности взыскать денежные
средства, которые он разумно рассчитывал получить».
Кроме того, Суд
присудил заявителю денежную компенсацию морального вреда в размере 3000
евро.
Таким образом,
становится очевидным хотя бы то, что гражданин России может защитить
свои права в Страсбурге. Однако это лишь видимая верхушка айсберга.
Многие не задумываются о том, что Европейская Конвенция включает в себя
весьма эффективные механизмы контроля за исполнением решений Суда. Из
статьи 46 Конвенции следует, что решения Суда имеют обязательный характер.
Восстановление справедливости
в отношении истца означает не только выплату справедливой компенсации,
если она была назначена, но и обязанность государства-ответчика положить
конец нарушению и устранить, насколько это возможно, его негативные
последствия.
Однако наиболее
важной составляющей исполнения решений Европейского суда следует признать
обязанность государства принять действенные меры для предотвращения
подобных нарушений в будущем. То есть, действие решения Суда распространяется
не только на истца, но и на более широкий круг лиц. Суд не навязывает
государствам средства для исполнения своих решений, однако обращает
внимание на то, чтобы эти средства не противоречили принятым решениям.
В сущности это обычно означает, что государство должно привести свои
правовые нормы в соответствие с решениями Суда. Относительно рассмотренного
казуса это означает, что Россия должна настроить функционирование своего
правового механизма таким образом, чтобы в принципе не могли возникнуть
ситуации, подобные делу Бурдова.
Для исполнения решений
Суда государству-ответчику обычно разумно достаточный срок. Контроль
осуществляется через механизм Комитета министров Совета Европы. Если
решение признается исполненным, оно снимается с контроля Комитета министров.
Не исполненные решения регулярно ставится в повестку дня. На государство-нарушитель
оказывается давление через Комитет министров и по другим дипломатическим
каналам. Это давление настолько сильно, что государства обычно выполняют
решения Суда.
Следует обратить
внимание и на то, что решения Европейского Суда имеют прямое действие
во внутреннем праве государств-участников Конвенции. Таким образом,
решения Европейского Суда, так же как и решения Конституционного Суда
РФ, становятся эффективным средством усиления судебной власти и мощным
инструментом защиты прав человека.