А.Б.Суслов
Выбор
за нами
Школа является своеобразным образчиком общества. В этом смысле
мы может говорить, что каково общество, такова и школа. Впрочем, верно
и обратное утверждение. Действительно, насколько соответствует действительности
мнение, что в школе дети готовятся к жизни? Да, многим взрослым именно
так и кажется. Но для детей все, что происходит в школе и есть жизнь.
Многие модели поведения, взаимоотношений воспроизводятся потом в послешкольной
жизни. Равно, как и модели поведения, характерные для внешкольной практики,
часто продуцируются в школе. К примеру, вряд ли стоит связывать «дедовщину»
только с армией; ее корни можно отыскать и «на гражданке», в том числе
в школе.
Общество, при всей его инерционности, меняется. Меняется и школа.
Однако школа более консервативна по сравнению в
многими другими общественными институтами. Поэтому она и выигрывает
и проигрывает. Выигрывает, поскольку здоровый консерватизм удерживает
от резких изменений в связи со сменяющими друг друга модными поветриями.
Проигрывает, поскольку с трудом осваивает общественные новации.
Тем не менее, если школа предложит своим ученикам, да и остальным
участникам образовательного процесса, разумные, гуманные и привлекательные
модели общественного устройства, нет сомнений, что они отчасти будут
воспроизведены вне стен школы (хотя вопрос «в какой мере?» остается).
К примеру, сегодня можно услышать немало сетований по поводу
низкой электоральной активности молодежи. Но откуда молодежь воспримет
привычку к демократическим процедурам и доверие к ним? Школа (в целом)
ничего такого не дает. Много ли работников школы, положа руку на сердце,
смогут сказать, что в их образовательных учреждениях демократические
процедуры пронизывают всю внутреннюю жизнь, не являются формальностью,
осознаются всеми участниками образовательного процесса как важная часть
личного бытия?
Большинство ученых и публицистов отмечают такие характерные черты
наших сограждан как общественная пассивность, нежелание проявить инициативу,
отсутствие готовности взять на себя ответственность за будущее своей
страны. Да, что говорить о судьбе отечества! Многие не способны принять
ответственность за собственную судьбу. Ладно бы, если речь шла только
о старшем поколении, привыкшем к тому, что государство решает все за
своих подданных и отвечает за них (хотя на деле никто еще не ответил
за миллионы утраченных и искалеченных в советские времена жизней). Сколько
молодых сидят без работы, ожидая когда на них
свалится предложение получать много без особых трудозатрат, в то время
как спрос на рынке труда достаточно высок, по крайней мере, в крупных
городах.
Ответим себе честно: можем ли мы получить что-то иное, если пока
в школе еще господствует авторитарная педагогика, если преобладают репродуктивные
методы обучения? Принцип «ты - начальник, я - дурак»
перетекает из школы в «большую жизнь», из «большой жизни» - в школу.
Но, если мы не желаем вернуться к прошлому, менять принципы взаимоотношений,
как в школе, так и в обществе в целом, необходимо.
Конечно, большая сложность в том, что людей будущего воспитывают
те, кто «родом из прошлого», со всеми унаследованными стереотипами,
привычками, установками. И вопрос во многом заключается в том, смогут
ли педагоги измениться так, чтобы школьная жизнь стала эталоном разумной
и справедливой организации общественной жизни.
В случае, если нас привлекают перспективы
становления гражданского общества, общества инициативных самодеятельных
граждан, если мы хотели бы привить своим ученикам ценности, гуманизма
и толерантности, сформировать потребность активно участвовать в общественной
жизни, осознавать ответственность за личный выбор и за будущее своей
страны, то лучшим способом будет постепенное выстраивание в школе модели
гражданского общества.
Это чрезвычайно сложная задача, решение которой потребует немалых
усилий и от администрации образовательного учреждения и от учителей.
Потребуется освоение принципов «педагогики сотрудничества» всем педагогическим
коллективом. Необходимо формирование атмосферы, в которой не допускается
унижение человеческого достоинства. А чего будет стоить развитие школьного
самоуправления и соуправления! Огромные усилия
потребуется приложить для выработки самых различных процедур: от элементарного
самообслуживания до разрешения сложных конфликтов. И много всего другого.
Хотя можно не делать ничего. Выбор за нами. Только потом не надо
говорить, что от нас ничего не зависело.