На главную

Сайт Центра гражданского образования и прав человека


На главную

 

Архив проектов / Школьный омбудсман

Обучение уполномоченных по правам участников образовательного процесса

 Весной 2003 г. уполномоченный по правам человека в Пермской области С.Н.Матвеев выступил с инициативой проведения эксперимента по введению в школах должности уполномоченного по правам участников образовательного процесса*. Департамент образования Пермской области и Комитет по образованию и науке г.Перми поддержали эту идею. Было принято решение о проведении эксперимента в 2003/2004 уч. году. В эксперимент включилось 10 пермских школ и 10 школ г.Нытва, где уже в 2002/2003 уч. году предпринимались попытки ввести институт уполномоченного.
 Центр гражданского образования и прав человека, несмотря на недостаточную, на наш взгляд, проработку ряда принципиальных аспектов введения должности уполномоченного, принял решение провести обучающий курс «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса» для тех, кто выдвигается на должность школьного омбудсмана. Принимая это решение мы исходили из того, что в условиях начавшегося эксперимента следует максимально подробно разъяснить школьным омбудсманам либеральные представления о правах человека, о нормативной базе деятельности уполномоченного в образовательном учреждении, о возможностях и способах практической защиты прав участников образовательного процесса и о перспективах развития института школьного омбудсмана.
 22-26 сентября 2003 г. была организована осенняя сессия специализированного курса для школьных уполномоченных, 26-30 январь 2004 г. – зимняя сессия. Занятия вели директор проекта Андрей Суслов, заместитель директора Павел Миков, ведущие методисты Дмитрий Поносов и Наталья Русакова, а также привлеченные лекторы: директор Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев, Уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев, психолог Марина Клейн, юрист Пермского регионального правозащитного центра Оксана Борисенко. Курс прошло 20 человек. Мы полагаем, что теоретический и методический фундамент для организации своей работы прошедшие курс получили. Однако наши наблюдения за работой школьных омбудсманов свидетельствуют о том, что эффект от введения этой должности достигается там, где сформировано школьное правовое пространство. Там, где институт школьного омбудсмана не является частью некого справедливого уклада школьной жизни, он оказывается мало востребованным.

Тематический план курса
«ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
для уполномоченных по правам участников образовательного процесса
(72 часа)
Осенняя сессия

Тема

Кол-во часов

Преподаватели

Формы проведения занятий

1

Права человека. Система прав и свобод человека

4

Суслов А.Б.

Лекция, работа с текстом

2

Механизмы защиты прав человека

6

Суслов А.Б.

Аверкиев И.В.

Матвеев С.Н.

Лекция

3

Нормативно-правовая база, регулирующая образовательный процесс. Устав образовательного учреждения

4

Миков П.В.

Лекция, практическая работа

4

Организационные основы деятельности уполномоченного по правам участников образовательного процесса

4

Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека

Лекция, практическое занятие

5

Юридические и психологические механизмы разрешения конфликтов

10

Матвеев С.Н.,

Психологи

Лекция, психологический тренинг

6

Взаимодействие уполномоченного по правам участников образовательного процесса с органами государственной власти и местного самоуправления

4

В.Д.Ольшанский, гл. специалист Департамента образования Пермской области

Лекция

7

Модельное положение об уполномоченном по правам человека в ОУ

4

Миков П.В.

 

Моделирование


Зимняя сессия

1

Основные права и свободы человека

4

Поносов Д.П.

Лекция, групповая работа

2

Основные права и свободы человека

Мониторинг прав участников образовательного процесса

4

Суслов А.Б.

Лекция,

Презентация

3

Основные права и свободы

4

Миков П.В.

Лекция,

Групповая работа

4

Права ребенка: международные и российские стандарты

4

Русакова Н.А.

Лекция,

Групповые упражнения

5

Права, обязанности и ответственность ребенка в образовательном процессе

2

Борисенко О.Г.

Лекция

6

Гарантии по социальному обеспечению педагогических работников

2

Борисенко О.Г.

Лекция

7

Права, обязанности и ответственность учителей и родителей в образовательном процессе

4

Миков П.В.

 

Ролевая игра

8

Основы переговорного процесса

8

Клейн М.Г.,

Рудакова Н.В.

Групповая работа

9

Роль и возможности уполномоченного по правам участников образовательного процесса в формировании правового пространства в образовательном учреждении

4

Матвеев С.Н.,

Миков П.В.,

Бочаров И.В.,

Русакова Н.А.,

Поносов Д.П.,

Исаев С.В., участники семинара

Круглый стол

 


* Для краткости иногда будем использовать заимствованный термин омбудсман (ombudsman), имея ввиду, что омбудсманом обычно называют чиновника, уполномоченного государством следить за соблюдением прав человека.

Архив проектов / Школьный омбудсман
На главную
Контакты
Адрес: 614010, гермь, ул.Куйбышева, 114, оф.26
Тел./ факс: (342) 240-89-54

e-mail:
civedu@perm.raid.ru
Hosted by uCoz